09 апреля 2021 г. |
Дело N А66-9446/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Заволжский мясокомбинат" Тимофеевой М.С. (доверенность от 30.03.2021),
рассмотрев 05.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжский мясокомбинат" на решение Арбитражного суда Тверской области от 16.09.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по делу N А66-9446/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Заволжский мясокомбинат" адрес: 170508, Тверская обл., Калининский р-н, пос. Заволжский, д. 1В, ОГРН 1116952076867, ИНН 6949008163 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области, адрес: 170008, г. Тверь, Озерная ул., д. 9, ОГРН 1086952003247, ИНН 6950076658 (далее - Управление), о признании незаконным и отмене постановления от 02.07.2020 N 02-22/590 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 16.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.12.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что судами не принята во внимание расфасовка продукта в потребительскую упаковку обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Метро Кэш Энд Керри", следовательно, заражение могло произойти не по вине Общества, в том числе в процессе фасовки; протокол испытаний от 10.02.2020 N 1049/2020 не утвержден; наличие фотоизображения упаковки продукции Общества в материалах проверки в отсутствие каких-либо ссылок на наличие фотоматериалов в акте отбора проб/протоколе испытаний не свидетельствует об отборе пробы из потребительской упаковки Общества, так как данные, указанные в акте отбора проб и протоколе испытаний, разнятся с данными, указанными на фото; Общество полагает, что в материалах дела не представлены доказательства виновных действий (бездействия) Общества, образующих состав вмененного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие. В отзыве Управление просило оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, специалистом отдела государственного ветеринарного надзора Управления Териной М.А. в рамках государственного задания на 2020 год в государственном бюджетном учреждении "Владимирский психоневрологический интернат" (г. Владимир, ул. Чапаева, д. 4) 31.01.2020 в 11 ч 00 мин произведен отбор проб продукции - окорока свиного (б/к охлажденный в/у, дата выработки продукции - 22.01.2020, изготовитель - Общество), что отражено в акте отбора проб (образцов) от 31.01.2020 N 1603332. Проба направлена в испытательный центр федерального государственного бюджетного учреждения (далее - ФГБУ) "Федеральный центр охраны здоровья животных" (г. Владимир) для проведения лабораторных исследований.
По результатам исследований продукта выявлено несоответствие по показателю "Listeria monocytogenes", обнаружена в 25 г, при нормативе "не допускается", что отражено в протоколе испытаний от 10.02.2020 N 1049/2020-СО.
Главным государственным инспектором Управления в рамках пищевого мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 25.12.2019 N 1426, в обществе с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Фьюжен" 31.01.2020 в 12 ч 40 мин произведен отбор проб продукции - шейки свиной (б/к охлажденный в/у, дата выработки продукции - 20.01.2020, изготовитель - Общество), о чем оформлен акт отбора проб (образцов) от 31.01.2020 N 1603520. Проба направлена в Тульский филиал ФГБУ "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория" (г. Тула) для проведения лабораторных исследований, по результатам которых согласно протоколу испытаний от 21.02.2020 N 1202ТВ в пробах выявлено несоответствие по показателю "метаболиты нитрофуранов" (метаболит фуразолидона - АОЗ) (установлено значение 41,6 мкг/кг, при нормативном значении - "не допускается в продукции животного происхождения на уровне определения методов").
Кроме того, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 (далее - ТР ТС 034/2013), программа производственного контроля Обществом разработана с нарушением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий, что не позволяет контролировать выпуск безопасной и качественной продукции, а именно:
- не установлена периодичность проведения дезинфекции производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
- не предусмотрено исследование вырабатываемой готовой мясной продукции на показатели безопасности в соответствии с приложениями 1-4 ТР ТС 021/2011, приложением 1 ТР ТС 034/2013: вырабатываемая мясная продукция (колбасные изделия мясные (мясосодержащие), срок годности которых превышает 5 суток (полукопченые, варено-копченые, сырокопченые), не исследуется по показателям безопасности на E.Coli; вырабатываемая мясная продукция (жиры животные (жир - сырец свиной)) не исследуется по показателям безопасности на наличие нитрозаминов, диоксинов (в случае обоснованного предположения о возможном их наличии в сырье).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 31.03.2020 N 02-22/04.
В отношении Общества 15.05.2020 составлен протокол N 02-22/07 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Постановлением от 02.07.2020 N 02-22/590 Общество привлечено к административной ответственности согласно названной квалификации с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Общество не согласилось с вышеуказанным постановлением и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ наказуемо нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В силу части 2 указанной статьи действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно примечанию к указанной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения настоящей статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются положениями Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 29-ФЗ безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В силу указанной статьи под пищевыми продуктами (пищевой продукцией, продовольственными товарами, продуктами питания) понимаются продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище, жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное сырье.
Пунктом 2 статьи 3 указанного Закона установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 29-ФЗ при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства и обеспечивать безопасность для здоровья пищевых продуктов при производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 52-ФЗ пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. В силу пункта 2 данной статьи пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу пункта 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Согласно приложению 1 ТР ТС 021/2011 наличие Listeria monocytogenes в пищевой продукции не допускается.
В соответствии с пунктом 13 ТР ТС 034/2013 продукты убоя и мясная продукция, находящиеся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должны быть безопасны.
В силу пункта 14 ТР ТС 034/2013 продукты убоя и мясная продукция должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
В соответствии с пунктом 20 ТР ТС 034/2013 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей продуктов убоя и мясной продукции, обязаны осуществлять процессы их производства таким образом, чтобы данная продукция соответствовала требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В силу статьи 15 Закона N 29-ФЗ предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Согласно статье 22 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению пищевых продуктов, материалов и изделий, должны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и технической документации к условиям обращения пищевых продуктов, материалов и изделий (пункт 1).
Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и технической документацией. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их обращения (пункт 2).
Таким образом, Общество обязано обеспечить безопасность пищевых продуктов, в том числе посредством проведения производственного контроля за выпускаемой в обращение продукцией.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществом разработана и утверждена программа производственного контроля за соблюдением ветеринарно-санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий от 01.04.2019, согласно которой исследования полуфабрикатов мясных крупнокусковых по микробиологическим показателям не предусмотрены.
Судами особо отмечено, что в отношении продукции Общества - окорока свиного (б/к охлажденного в/у, дата выработки - 22.01.2020) исследования по микробиологическим показателям Обществом не проведены, документы, подтверждающие обратное, не представлены.
Довод Общества о том, что продукт расфасован в потребительскую упаковку, следовательно, заражение могло произойти в процессе фасовки другим субъектом, правомерно не принят судами, поскольку проба отбиралась из упаковки Общества, что подтверждается материалами проверки.
Довод Общества об отсутствии обязанности по осуществлению контроля за безопасностью сырья (шейки свиной б/к охлажденной в/у), используемого при производстве продукции, в связи с наличием писем поставщиков живого свинопоголовья о неприменении метаболитов нитрофуранов, правомерно отклонен судами на основании следующего.
Согласно пункту 14 ТР ТС 034/2013 продукты убоя и мясная продукция должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
В соответствии с пунктом 18 ТР ТС 034/2013 максимальные допустимые уровни остатков ветеринарных (зоотехнических) препаратов, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), лекарственных средств (в том числе антибиотиков), содержание которых в продуктах убоя и мясной продукции контролируется в соответствии с информацией об их использовании, предоставляемой изготовителем (поставщиком) при ввозе их на таможенную территорию Таможенного союза или при поставке продуктов убоя на переработку в установленном законодательством государства-члена порядке, должны соответствовать требованиям согласно приложению 5.
Согласно приложению 5 к ТР ТС 034/2013 нитрофураны (включая фуразолидон) в мясе всех видов продуктивных животных не допускаются в продукции животного происхождения на уровне определения методов.
Спорное вещество не является нормируемым по допустимому остатку, его наличие недопустимо вовсе.
В соответствии со статьей 11 ТР ТС 021/2011 для целей обеспечения соответствия выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции изготовитель пищевой продукции обязан внедрить процедуры обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) такой пищевой продукции (часть 1).
Организация обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции и проведения контроля осуществляется изготовителем самостоятельно и (или) с участием третьей стороны (часть 2).
Согласно программе производственного контроля за соблюдением ветеринарно-санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий Общества от 01.04.2019 входной контроль сырья (мясо свинина в полутушах, тушах, четвертинах, отрубах (охлажденное, замороженное)) запланирован по микробиологическим показателям качества и безопасности (КМАФАнМ, БГКП (колиформы), патогенные, в том числе сальмонеллы, Listeria monocytogenes, бактерии рода Proteus) - 1 раз в 15 дней, 1 раз в квартал. Суды двух инстанций установили, что в нарушение вышеуказанных требований ТР ТС 021/2011, ТР ТС 034/2013 программа производственного контроля Обществом разработана с нарушением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий, что не позволяет контролировать выпуск безопасной и качественной продукции.
Довод Общества о том, что оно определило поставщика свинопоголовья, сырье от которого пошло на выработку спорной продукции, от данного поставщика 26.03.2020 отобрана проба мяса из полутуши весом 1 кг и отправлена для исследования на метаболиты нитрофуранов, по результатам лабораторных исследований метаболиты нитрофуранов не обнаружены, рассмотрен судами и правомерно отклонен, поскольку указанная проверка проведена в рамках производственного контроля, однако фактически проверка, проведенная Управлением, показала, что в отобранном образце продукции имелись метаболиты нитрофуранов. Достоверность результатов данного исследования не опровергнута.
Также Общество ссылается на то, что из акта отбора образцов, протокола испытаний следует, что ООО "Метро Кэш Энд Керри", получая от Общества крупнокусковое мясо в вакуумной упаковке, осуществляет вскрытие упаковки, разделку и фасовку мяса на порционные куски своими силами и средствами, что, по его мнению, подтверждается копией ветеринарной справки от 29.01.2020 N 4121040626, в графе "наименование и объем продукции" которой указан окорок свиной 241,06 кг в количестве 241 штук, тогда как Общество поставляет крупнокусковые полуфабрикаты средним весом от 8,5 до 12 кг в вакуумной упаковке.
Как отметили суды двух инстанций, вопреки доводам Общества из протокола испытаний ФГБУ "Федеральный центр охраны здоровья животных" от 10.02.2020 N 1049/2020-СО следует, что целостность потребительской упаковки Общества не нарушена, масса пробы 1,272 кг. В деле имеются фотографии заводской упаковки продукции.
Таким образом, установив виновность применительно к условиям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Назначенный Управлением штраф в размере 150 000 руб. (с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в два раза ниже минимального размера санкции) соответствует тяжести правонарушения, степени вины, принципам соразмерности и индивидуализации административного наказания.
Оценив обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, суды не усмотрели исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, достаточности и допустимости, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16.09.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по делу N А66-9446/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заволжский мясокомбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.