25 мая 2021 г. |
Дело N А56-118704/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Катерпиллар Тосно" Столярова С.А. (доверенность от 11.05.2021), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области Косаревой Е.С. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев 24.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2021 по делу N А56-118704/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Катерпиллар Тосно", адрес: 187000, Ленинградская область, г. Тосно, ш. Московское, д. 1/1, ОГРН 1024701894370, ИНН 4716010046 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области, адрес: 187000, Ленинградская область, г. Тосно, пр. Ленина, д. 60, ОГРН 1044701899406, ИНН 4716005053 (далее - Инспекция), от 28.09.2020 N 19798 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, произведенных (изготовленных) в Российской Федерации; о возложении на Инспекцию обязанности устранить допущенные нарушения путем осуществления возврата 426 195 000 руб. излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, произведенных (изготовленных) в Российской Федерации в период с 2017 по 2018.
Определением суда от 19.01.2020 заявление возвращено Обществу на основании пункта 5 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2021 определение суда от 19.01.2021 отменено. Вопрос направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В кассационной жалобе Инспекция, указывая на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, просит отменить обжалуемое постановление апелляционного суда, оставить в силе определение суда.
По мнению подателя кассационной жалобы, обязательные платежи в бюджет входят в сферу регулирования норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), носящих универсальный характер, в связи с чем подлежат применению положения главы 19 НК РФ о необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
В соответствии с частью 5 статьи 4 АПК РФ экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
Возвращая заявление Общества, суд первой инстанции указал на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора, установленного пунктом 2 статьи 138 НК РФ.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводом суда о необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, установленного пунктом 2 статьи 138 НК РФ, поскольку утилизационный сбор не входит в систему налогов и сборов, установленных НК РФ, а Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81) не установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
Кассационная инстанция, изучив материалы рассматриваемого дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм процессуального права, находит правильной позицию суда апелляционной инстанции исходя из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 1 НК РФ действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, НК РФ не содержит указания на возможность применения его положений к правоотношениям, связанным с уплатой утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
Уплата утилизационного сбора регулируется Законом N 89-ФЗ, Постановлением N 81.
Ни Законом N 89-ФЗ, ни Постановлением Правительства N 81 не установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
Таким образом, следует признать правильным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для применения положений пункта 2 статьи 138 НК РФ к заявленному Обществом требованию. Заявление Общества неправомерно возвращено судом на основании пункта 5 части 1 статьи 129 АПК РФ.
Доводы Инспекции об универсальности положений НК РФ применительно к рассматриваемому вопросу являются ошибочными, поскольку требования, установленные законом для обращения в суд, не подлежат расширительному толкованию, влекущему возложение на заинтересованное лицо дополнительных, прямо не установленных законом ограничительных условий реализации права на судебную защиту.
Исходя из изложенного нормы процессуального права применены судом апелляционной инстанции правильно, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2021 по делу N А56-118704/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.