27 мая 2021 г. |
Дело N А26-11827/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Бобарыкиной О.А., Серовой В.К.,
при участи от общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" Маниевой О.А. (доверенность от 01.02.2021),
рассмотрев 27.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Александра" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020 по делу N А26-11827/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго", адрес: 190103, Санкт-Петербург, Дровяная улица, дом 6-8, литера А, офис 101-708, ОГРН 1047833020058, ИНН 7838024362 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Александра", адрес: 186810, Республика Карелия, город Питкяранта, улица Гоголя, дом 13, ОГРН 1131035000722, ИНН 1005012474 (далее - Общество), о взыскании 8 248 руб. 22 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в августе и сентябре 2019 года по договору от 01.09.2013 N 2926-4-13/1005 теплоснабжения в горячей воде (далее - Договор), в виде расходов на содержание общедомового имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Единый расчетный центр Республики Карелия" (далее - Центр).
До принятия судебного акта по существу спора Общество в порядке статьи 132 АПК РФ предъявило встречный иск к Компании об обязании привести в соответствие с действующим законодательством счета, выставленные за август и сентябрь 2019 года по Договору.
Решением суда от 14.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.12.2020, первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как полагает податель жалобы, по первоначальному иску с учетом наличия "прямых" договоров между населением и Компанией, наличие задолженности у Общества не доказано; по встречному иску счета на оплату правомерно выставлены Центром с применением формулы 20, предусмотренной в пункте 22 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), оснований для доначисления объема и стоимости ресурса у Компании не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу Компания, выражая несогласие с приведенными в ней доводами, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Определением кассационной инстанции от 08.04.2021 в порядке статьи 158 АПК РФ рассмотрение кассационной жалобы отложено до 06.05.2021.
В связи с указом Президента Российской Федерации от 23.04.2021 N 242 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.", определением от 04.05.2021 дата и время судебного заседания изменены на 27.05.2021 на 11 час. 20 мин.
От Общества и Компании поступили дополнительные письменные пояснения по делу.
В судебном заседании представитель Компании возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Остальные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания (ресурсоснабжающая организация) и Общество (исполнитель) заключили Договор (в редакции дополнительных соглашений к нему), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обеспечивает подачу (поставку) исполнителю через присоединенную тепловую сеть коммунальных ресурсов в отношении объектов исполнителяа исполнитель обязуется оплачивать принятый объем коммунальных ресурсов.
Порядок учета и расчет потребляемых коммунальных ресурсов определен сторонами в разделе 6 Договора.
Пунктом 6.3 Договора предусмотрено, что при оборудовании объекта общедомовым прибором учета исполнитель 1-го числа месяца, следующего за расчетным, предоставляет в ресурсоснабжающую организацию отчет о теплопотреблении за месяц по установленной форме; количество (объем) коммунальных ресурсов, принятых потребителями в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний этого прибора учета за расчетный период за вычетом объемов поставки коммунальных ресурсов пользователям нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам, заключенным непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (в случае, если объемы поставок этим потребителям фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В силу пункта 7.5 Договора, что расчеты производятся на основании установленных тарифов, оплата производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным, в размере 100% стоимости фактического объема потребления коммунальных ресурсов, определенного в соответствии с разделом 6 Договора.
Во исполнение условий Договора Компания в августе и сентябре 2019 года поставила в многоквартирные дома, находящиеся в управлении Общества тепловую энергию.
В направленной Обществу претензии от 23.10.2019 N 0000116191 Компания, ссылаясь на наличие неуплаченной задолженности за тепловую энергию, полученную в указанный период, потребовала ее погасить.
Поскольку в добровольном порядке Общество данное требование не исполнило, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнений).
Суды первой и апелляционной инстанций, признав иск обоснованным по праву и размеру, удовлетворили его в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку в данном случае тепловая энергия поставлялась в нежилое помещение, расположенное в многоквартирном жилом доме, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила N 354.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за горячую воду и тепловую энергию.
В силу пункта 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), оплата коммунального ресурса осуществляется исполнителем коммунальных услуг в полном объеме в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Как верно указали суды, обязанность Общества по оплате коммунального ресурса как исполнителя коммунальной услуги по оплате ресурсов, поставленных в отношении многоквартирных домов, возникла на основании статей 161, 162 ЖК РФ, пунктов 13, 14 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 этих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Пунктом 14 Правил N 354 установлено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением N 603 внесены изменения в определенное пунктами 2, 4 Правил N 124 понятие исполнителя коммунальной услуги, согласно которым для целей применения Правил N 124 исполнителями коммунальной услуги признаются управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21(1) Правил N 124 случаях.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13 отмечено, что абзац 17 пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, а деятельность ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний различны по своему содержанию. Различие в их деятельности определяет невозможность ресурсоснабжающих организаций влиять на объем ресурсов, потребляемых как коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества.
В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
С учетом внесенных в законодательство изменений исключается возможность взыскивать с потребителей плату за сверхнормативное потребление коммунального ресурса, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в отсутствие специального решения общего собрания. При наличии в доме управляющей организации соответствующие расходы возложены на нее.
В пункте 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (в редакции постановления от 26.12.2016 N 1498; далее - Правила N 491) предусмотрено, что с 01.01.2017 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Таким образом, из смысла новой редакции пункта 29 Правил N 491 следует, что в нормативные расходы на содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг.
По смыслу пункта 54 Правил N 354, в случае производства коммунального ресурса (горячая вода), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловая энергия, холодная вода), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно разделу IV приложения N 2 к Правилам N 354 при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Следовательно, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 приложения N 2 к Правилам N 354) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354), соответствующие объемы тепловой энергии подлежат отдельному определению.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества, отсутствует централизованное горячее водоснабжение, приготовление горячей воды в многоквартирные дома осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений (бойлера, теплового пункта).
Согласно правовой позиции, сформированной Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601), и изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, положениями Правил N 354 определено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
В письменном ходатайстве от 12.05.2020 (том дела 1, листы 130, 131) Компания пояснила, что в нецентрализованое системе ГВС также в целях содержания общего имущества осуществляется расход горячей воды, то есть тепловой энергии, как составной компонент этой услуги и подлежит определению исходя из установленного норматива горячего водоснабжения на содержание общего имущества.
Поскольку Общество, являясь управляющей организацией, обязано оплачивать весь объем потребленной тепловой энергии, в том числе на нужды горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества, Компания произвела расчет с учетом установленных на территории Республики Карелия нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В письменных пояснениях (том дела 3, лист 80) Общество подтвердило, что расчет тепловой энергии произведен исходя из нормативов потребления услуг.
Возражения Общества со ссылкой на то, что Компания не представила данных о снятии показаний общедомовых приборов учета, отклоняются кассационной инстанцией.
При рассмотрении спора Общество не представило относимых, допустимых и достоверных доказательств того, что используемые Компанией сведения являются недостоверными. При этом бремя доказывания фактических величин, в том числе расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, лежит на управляющей компании как лице, в управлении которого находятся индивидуальные тепловые пункты.
В настоящем споре Общество не представило доказательств того, что согласно разделу IV приложения N 2 к Правилам N 354 при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании применительно к спорным многоквартирным домам объем ресурса в целях содержания общего имущества будет меньше, чем заявлено истцом.
Установив, что стоимость ресурса в целях содержания общего имущества предъявлена истцом правомерно, доказательств уплаты долга не представлено, суды обоснованно удовлетворили заявленные исковые требования.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, процессуальных нарушений судами при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020 по делу N А26-11827/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Александра" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, сформированной Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601), и изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, положениями Правил N 354 определено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
...
В настоящем споре Общество не представило доказательств того, что согласно разделу IV приложения N 2 к Правилам N 354 при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании применительно к спорным многоквартирным домам объем ресурса в целях содержания общего имущества будет меньше, чем заявлено истцом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 мая 2021 г. N Ф07-1896/21 по делу N А26-11827/2019