27 мая 2021 г. |
Дело N А05-10596/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
рассмотрев 25.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СМК" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по делу N А05-10596/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СМК", адрес: 164524, Архангельская область, город Северодвинск, бульвар Приморский, дом 42, ОГРН 1042901004618 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Прокуратуре Архангельской области, адрес: 163002, Архангельская область, город Архангельск, проспект Новгородский, дом 15, ОГРН 1022900513063 (далее - Прокуратура), Прокуратуре города Северодвинска, адрес: 164520, Архангельская область, город Северодвинск, улица Торцева, дом 16а (далее - Прокуратура города) о признании недействительным представления от 10.09.2020 N 7-09-2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор", адрес: Архангельская область, город Архангельск, улица Поморская, дом 45, помещение 1-Н, ОГРН 1187746816608 (далее - ООО "ЭкоИнтегратор").
Решением суда первой инстанции от 03.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.02.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление. Податель жалобы полагает, что у него отсутствуют правовые основания для заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ЭкоИнтегратор" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности Общества является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
Общество осуществляет свою деятельность в магазине "Продукты" по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, Приморский бульвар, дом 42.
В Прокуратуру города поступило обращение ООО "ЭкоИнтегратор" от 03.08.2020 N 3819/08-20, в котором указано, что по состоянию на 31.07.2020 ряд потребителей не направили региональному оператору заявку на заключение договора и фактически уклоняются от его заключения; вследствие бездействия указанных потребителей региональный оператор не может установить используемые ими места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем региональный оператор не транспортирует твердые коммунальные отходы, образуемые данными потребителями, и дальнейшая судьба данных отходов неизвестна. К обращению прилагался реестр потребителей, не заключивших договоры на обращение с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в пункте 183 которого указано Общество.
Прокуратура города, проанализировав сведения, содержащиеся в обращении и приложенных к нему документах, выдала представление от 10.09.2020 N 7-09-2020, согласно которому Обществу необходимо:
1) безотлагательно рассмотреть представление, заблаговременно известив Прокуратуру города о времени и месте рассмотрения представления,
2) принять меры к устранению допущенных нарушений законодательства в сфере обращения твердых коммунальных отходов, их причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь,
3) заключить договор с региональным оператором ООО "ЭкоИнтегратор" на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
4) о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Прокуратуру города в месячный срок в письменном виде.
Также Общество уведомлено, что за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Не согласившись с указанным представлением, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений пункта 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В данном случае прокуратурой на основании обращения ООО "ЭкоИнтегратор" в соответствии с указанными нормами проведена проверка Общества на предмет соблюдения законодательства в сфере обращения твердых коммунальных отходов.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (часть 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). Выполнение коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается региональным оператором, выбранным в результате конкурсного отбора, предусмотренного частью 4 статьи 24.6 указанного Закона.
В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В силу пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 названной статьи).
Статья 445 Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует вопросы заключения договора в обязательном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные (далее - Правила N 1156) и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8 (4) указанного раздела Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании приведенных норм суды сделали правомерный вывод о том, что заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является обязательным и для регионального оператора, и для лица, в результате деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы.
Поскольку на территории Архангельской области региональным оператором является ООО "Экоинтегратор", суды обоснованно сочли, что заявитель обязан заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. С учетом наличия законных оснований для выдачи представления, суды не нашли оснований для удовлетворения заявления Общества.
Довод Общества о том, что в результате его деятельности твердые коммунальные отходы не образуются, был предметом исследования судов двух инстанций и получил надлежащую правовую и фактическую оценку.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по делу N А05-10596/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СМК" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 мая 2021 г. N Ф07-5376/21 по делу N А05-10596/2020