27 мая 2021 г. |
Дело N А56-77943/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
при участии от Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 51 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга Бугакова Д.М. (доверенность от 01.03.2021),
рассмотрев 25.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 51 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 по делу N А56-77943/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 51 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС) от 26.06.2020 по делу N 44-3553/20.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЛПЦ СПИВМиР" и общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер".
Решением суда первой инстанции от 20.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.02.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление. В качестве подтверждения своей позиции податель жалобы ссылается иной имевший быть подход контролирующего органа, прошедший судебный контроль в одном из судов первой инстанции округа.
УФАС и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 10.06.2020 Учреждением размещено извещение о проведении электронного аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 130 013, 86 рублей.
Предметом спорного аукциона по извещению N 0372200192820000002 является оказание услуг по проведению медицинского профосмотра (периодического) сотрудников Учреждения.
Согласно аукционной документации, участник электронного аукциона должен соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки:
"12.2.1.1. Наличие у участника закупки действующей лицензии на оказание медицинских услуг:
1) при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:
терапии;
2) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:
акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности);
бактериологии
паразитологии
психиатрии
наркологии
дерматовенерологии
клинической лабораторной диагностике;
оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации);
стоматологии общей практики;
ультразвуковой диагностике;
функциональной диагностике;
профпатологии;
гигиеническому воспитанию;
офтальмологии;
3. При проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги):
1) при проведении медицинских осмотров по:
медицинским осмотрам (предварительным, периодическим);
3) при проведении медицинских экспертиз по: экспертизе профессиональной пригодности;
Требование установлено пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н "Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях".
ООО "ЛПЦ СПИВМиР" обратилось в Санкт-Петербургское УФАС с жалобой (вх. N 22398-ЭП/20 от 18.06.2020) на действия заказчика (Учреждения), по результатам которой решением УФАС от 26.06.2020 по делу N А44-3553/20 жалоба Общества признана обоснованной, в действиях заказчика выявлено нарушение части 6 статьи 31 (часть 6 статьи 66) Закона о контрактной системе.
Не согласившись с указанным решением УФАС, Учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, посчитал правомерными выводы УФАС о наличии в действиях заказчика нарушений части 6 статьи 31 (части 6 статьи 66) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
В силу части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуг по проведению медицинского профосмотра (периодического) сотрудников Учреждения. Техническим заданием документации об аукционе предусмотрено, что целью рассматриваемой закупки является обеспечение обязательных медицинских осмотров работников Заказчика в соответствии с положениями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н (далее - Приказ N 302н).
В пункте 18.6.4. аукционной документации Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к содержанию второй части заявки:
"документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии этих документов - Копия действующей лицензии на оказание медицинских услуг:
1) при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:
терапии;
2) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:
акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности);
бактериологии;
паразитологии
психиатрии
наркологии
дерматовенерологии;
клинической лабораторной диагностике;
оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации);
стоматологии общей практики;
ультразвуковой диагностике;
функциональной диагностике;
профпатологии;
гигиеническому воспитанию;
офтальмологии;
3. При проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги):
1) при проведении медицинских осмотров по:
2) медицинским осмотрам (предварительным, периодическим);
3) при проведении медицинских экспертиз по:
экспертизе профессиональной пригодности;"
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержден Приказом N 302н (действовавший в спорный период; далее - Порядок N 302н).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 302н предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (далее - медицинские организации).
Согласно пункту 5 Порядка N 302н для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия. В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности "профпатология" или имеющие действующий сертификат по специальности "профпатология".
Исходя из того, что обследования врачей специалистов, а также медицинские услуги по лабораторной диагностике, клинической лабораторной диагностике, ультразвуковой диагностике и других видах деятельности, поименованных в Документации об аукционе входят в состав обследований, проводимых при проведении периодических медицинских осмотров в соответствии с Порядком N 302н, и не являются самостоятельным предметом закупки, суды пришли к выводу о том, что наличие у участников закупки лицензии на осуществление медицинских осмотров (предварительных, периодических), экспертизы профпригодности соответствует положениям пункта 4 Порядка 302н и является исчерпывающим условием для соответствия участников пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для удовлетворения заявления.
Несогласие Учреждения с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и (или) процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 по делу N А56-77943/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 51 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.