21 июня 2021 г. |
Дело N А56-14076/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" Шулмет О.Г. (доверенность от 13.01.2021), от межрегионального территориального управления Росимущества Захарчука Е.В. (доверенность от 28.12.2020), от акционерного общества "Почта России" Миронова Ю.А. (доверенность от 07.10.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2021 по делу N А56-14076/2020,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - МТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области", адрес: 187780, Ленинградская обл., Подпорожский р-н, г. Подпорожье, пр. Ленина, д. 3, ОГРН 1054700399192, ИНН 4711007000 (далее - администрация), об обязании передать в федеральную собственность из муниципальной собственности нежилое помещение с кадастровым номером 47:05:0103009:3126, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Подпорожье, Комсомольская ул., д. 2а, пом. 1Н.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Почта России" (далее - почта, АО "Почта России").
Решением суда от 01.06.2020 иск удовлетворён.
Постановлением апелляционного суда от 07.02.2021 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что передача имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу, недопустима, предложения о передачи имущества от федерального органа администрации не поступало, указывает на то, что нежилые помещения предоставлены почте для размещения отделения почтовой связи в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования "Подпорожское городское поселение" от 17.04.2007, считает, что использование спорного помещения не предназначено только для размещения отделения почты, не носит исторически сложившийся характер, использовалось почтой только в рамках договора безвозмездного пользования от 26.04.2007.
Податель жалобы ссылается на то, что спорное помещение не может быть включено в Перечень имущества, подлежащего предоставлению для имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с тем, что предоставлено почте на неопределённый срок, в случае освобождения почтой помещения оно может быть предоставлено субъектам малого и среднего предпринимательства, а также предоставлено в аренду иным лицам для обеспечения налоговых поступлений в бюджет муниципального образования.
В отзыве на кассационную жалобу почта просит оставить решение и постановление без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель администрации подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители МТУ Росимущества и почты обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Между администрацией (ссудодатель) и Управлением федеральной почтовой связи города Санкт-Петербурга и Ленинградской области федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России" (ссудополучатель) заключен договор от 26.04.2007 безвозмездного пользования нежилым помещением общей площадью 50,4 кв. м, расположенным в здании по адресу: Ленинградская обл., г. Подпорожье, Комсомольская ул., д. 2а, в целях размещения отделения почтовой связи.
Согласно кадастровому паспорту от 22.08.2012 названное помещение расположено на первом этаже в многоквартирном доме и имеет номер 1Н.
В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении помещения 15.12.2013 зарегистрировано право собственности муниципального образования "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области", 04.04.2014 помещению присвоен кадастровый номер 47:05:0103009:3126, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.10.2019.
В марте 2019 года Управление федеральной почтовой связи города Санкт-Петербурга и Ленинградской области ФГУП "Почта России" направило главе администрации письмо о передаче используемого под размещение отделения почтовой связи упомянутого помещения в федеральную собственность.
В ответ администрация в письме от 24.04.2019 сообщила о том, что Советом депутатов муниципального образования "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" принято решении от 23.04.2019 об отказе в передаче помещения в федеральную собственность.
ФГУП "Почта России" 01.10.2019 приватизировано путём преобразования в акционерное общество "Почта России".
Ссылаясь на необоснованность отказа администрации в передаче занимаемого под предприятие почтовой связи спорного помещения в федеральную собственность, МТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что почта фактически длительное время использует спорное помещение в целях обеспечения услугами почтовой связи населения, признали мотивы, по которым администрация отказала в передаче помещения в федеральную собственность необоснованными и удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с указанной статьёй находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии со ст. 24 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, к которым в силу статьи 2 указанного закона относятся, в том числе, нежилые помещения, является федеральной собственностью, и приватизации не подлежит.
АО "Почта России" создано в результате реорганизации (преобразования) ФГУП "Почта России" и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 01.10.2019.
Особенности реорганизации предприятия, учета объектов недвижимости, находившихся у предприятия, и оформления прав АО "Почта России" на передаваемое ему имущество установлены Федеральным законом от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Исходя из статьи 19 упомянутого закона по результатам инвентаризации имущества ФГУП "Почта России" составляется передаточный акт, которым определяется состав имущественного комплекса ФГУП "Почта России", подлежащего передаче АО "Почта России" в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал АО "Почта России".
Спорные помещения не были включены в передаточный акт и не передавались в уставный капитал АО "Почта России".
Согласно пункту 10 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, не включенные в передаточный акт при формировании уставного капитала общества в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, передаются обществу в безвозмездное пользование на период до их внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал общества с правом общества на использование такого имущества, в том числе для сдачи его в аренду на период до дня оформления права; объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании предприятия и не переданные обществу в соответствии с настоящим Федеральным законом, поступают в собственность Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ в перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих учету, включаются объекты недвижимого имущества, закрепленные за ФГУП "Почта России" на праве хозяйственного ведения и не учтенные в ЕГРН. В соответствии с частью 5 той же статьи указанные объекты, если в отношении них отсутствуют зарегистрированные права третьих лиц, используются в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал общества.
В силу положений пункта и) части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы связи, в том числе почтовой, находятся в сфере исключительного ведения Российской Федерации, в соответствии со статьёй 10 Федерального закона "О почтовой связи" регулирование деятельности в области почтовой связи и управление такой деятельностью осуществляются федеральными органами исполнительной власти в области связи.
Суды правильно применили приведённые нормы права и с учётом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 234-О-Р, проанализировали установленные по настоящему делу обстоятельства, дали оценку имеющимся в деле доказательствам и пришли к обоснованному выводу о том, что решение органа местного самоуправления об отказе в передаче спорного помещения в федеральную собственность является немотивированным, администрацией не обоснована необходимость использования этого помещения в целях решения задач местного самоуправления. Суды установили, что помещение с 2007 года используется для размещения организации почтовой связи для обеспечения населения услугами почтовой связи, необходимость для использования помещения путём предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства администрацией не доказана, доказательств фактической заинтересованности муниципального образования в спорном помещении для решения вопросов местного значения, в том числе для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, администрацией не представлены. На основании оценки фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств суды первой и апелляционной инстанции сделали верные выводы по существу настоящего спора.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает установленных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2021 по делу N А56-14076/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
М. В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.