21 июня 2021 г. |
Дело N А05-9986/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 по делу N А05-9986/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Архангельск Федерального дорожного агентства", адрес: 160034, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Возрождения, д. 31, пом. 311, ОГРН 1023500871712, ИНН 3525065660 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным изложенного в уведомлении от 14.08.2020 N КУВД-001/2020-10672760/1 решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 163069, Архангельская обл., г. Архангельск, Садовая ул., д. 5, к. 1, ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228 (далее - Управление Росреестра), о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 29:16:201801:520; обязании заинтересованного лица осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное дорожное агентство, адрес: 129085, Москва, ул. Бочкова, д. 4, ОГРН 1047796331494, ИНН 7717509757 (далее - Росавтодор); общество с ограниченной ответственностью "Поморье", адрес: 163515, Архангельская обл., Приморский р-н, дер. Большое Анисимово, ул. 60 лет Октября, д. 7, оф. 12, ОГРН 1112932003282, ИНН 2921126057 (далее - Общество).
Решением от 20.11.2020 заявленные требования удовлетворены; оспариваемое решение Управления Росреестра признано недействительным; на Управление Росреестра возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения путем осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 29:16:201801:520.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росреестра в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, подача Учреждением заявления на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 29:16:201801:520, образованный в результате раздела в целях его изъятия, на основании соглашения об изъятии не исключает необходимость обращения правообладателя исходного земельного участка за государственной регистрацией прекращения его права собственности на исходный земельный участок и за регистрацией его права собственности на второй образованный земельный участок.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение, являясь владельцем сооружения дорожного транспорта с кадастровым номером 29:00:000000:106630 - автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск, подъезд к г. Северодвинск, км 0+000 - км 35+000, осуществляет реализацию проекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска. Реконструкция автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск, подъезд к городу Северодвинск на участке км 0+700 - км 13+000, Архангельская область".
Распоряжением Росавтодора от 27.03.2019 N 692-р в целях обеспечения реализации данного проекта по обращению Учреждения изъяты для нужд Российской Федерации земельные участки согласно приложению, в том числе часть площадью 1174 кв. м принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка общей площади 179 200 кв. м с кадастровым номером 29:16:201801:50 (исходный земельный участок), относящегося к землям сельскохозяйственного назначения.
Общество (продавец) и Учреждение (покупатель) заключили соглашение от 15.07.2020 N 10/20 об изъятии для государственных нужд в собственность Российской Федерации земельного участка площадью 1174 кв. м с кадастровым номером 29:16:201801:520, образованного в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 29:16:201801:50.
Учреждение 04.08.2020 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 29:16:201801:520 на основании соглашения от 15.07.2020 N 10/20.
Управление Росреестра уведомлением от 14.08.2020 N КУВД-001/2020-10672760/1 сообщило о приостановлении государственной регистрации права на указанный земельный участок, поскольку не представлено заявление собственника земельного участка с кадастровым номером 29:16:201801:50 (исходного) о прекращении права собственности на данный участок и о снятии его с государственного кадастрового учета, а также заявление о государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:16:201801:521, образованного путем раздела исходного земельного участка.
Учреждение, ссылаясь на то, что решение о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок не соответствует положениям статьи 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Законом N 218-ФЗ.
Основания для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьей 14 названного Закона, согласно пункту 2 части 2 которой к таким основаниям относятся договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Указанной статьей установлены также случаи, когда государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав производятся одновременно (часть 3), государственная регистрация прав осуществляется без одновременного государственного кадастрового учета при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется (часть 4), государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав (часть 5).
В частности, без одновременной государственной регистрации прав осуществляется государственный кадастровый учет в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд (пункт 8 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 60 Закона N 218-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой основанием для государственной регистрации прав на изъятый для государственных или муниципальных нужд земельный участок является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд. Государственная регистрация прав на изъятые объекты недвижимости осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (часть 3). Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества, в том числе на земельные участки, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии (часть 10).
Как установлено судами, в результате раздела принадлежащего Обществу земельного участка с кадастровым номером 29:16:201801:50 были образованы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 29:16:201801:520 и 29:16:201801:521 в целях изъятия земельного участка с кадастровым номером 29:16:201801:520 для нужд Российской Федерации. В качестве основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации Учреждение представило соглашение от 15.07.2020 N 10/20 об изъятии для государственных нужд земельного участка, заключенное в соответствии с требованиями статей 56.9, 56.10 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах суды, проанализировав в совокупности приведенные выше положения Закона N 218-ФЗ, а также статей 11.4, 11.8, 56.11 ЗК РФ, правомерно пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения Управления Росреестра, поскольку заявление Учреждения и представленное им соглашение являются достаточным основанием для регистрации как права собственности Российской Федерации на один из образованных земельных участков, так и для регистрации прекращения права Общества на исходный земельный участок и регистрации права собственности Общества на остающийся в его собственности второй из земельных участков, образованных в результате раздела исходного участка.
В таком случае требования Учреждения правомерно удовлетворены судами.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание как основанные на ошибочном толковании положений Закона N 218-ФЗ и ЗК РФ, правильно примененных судами. Возложение на правообладателя дополнительных обязанностей по обращению в регистрирующий орган для внесения в сведения ЕГРН изменений в связи с изменением прав на изменившиеся объекты недвижимости в результате изъятия объектов для государственных нужд не соответствует смыслу правового регулирования института изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, направленного на минимизацию для правообладателя негативных последствий изъятия его имущества.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 по делу N А05-9986/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
М. В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, в результате раздела принадлежащего Обществу земельного участка с кадастровым номером 29:16:201801:50 были образованы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 29:16:201801:520 и 29:16:201801:521 в целях изъятия земельного участка с кадастровым номером 29:16:201801:520 для нужд Российской Федерации. В качестве основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации Учреждение представило соглашение от 15.07.2020 N 10/20 об изъятии для государственных нужд земельного участка, заключенное в соответствии с требованиями статей 56.9, 56.10 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах суды, проанализировав в совокупности приведенные выше положения Закона N 218-ФЗ, а также статей 11.4, 11.8, 56.11 ЗК РФ, правомерно пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения Управления Росреестра, поскольку заявление Учреждения и представленное им соглашение являются достаточным основанием для регистрации как права собственности Российской Федерации на один из образованных земельных участков, так и для регистрации прекращения права Общества на исходный земельный участок и регистрации права собственности Общества на остающийся в его собственности второй из земельных участков, образованных в результате раздела исходного участка.
...
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание как основанные на ошибочном толковании положений Закона N 218-ФЗ и ЗК РФ, правильно примененных судами. Возложение на правообладателя дополнительных обязанностей по обращению в регистрирующий орган для внесения в сведения ЕГРН изменений в связи с изменением прав на изменившиеся объекты недвижимости в результате изъятия объектов для государственных нужд не соответствует смыслу правового регулирования института изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, направленного на минимизацию для правообладателя негативных последствий изъятия его имущества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июня 2021 г. N Ф07-5906/21 по делу N А05-9986/2020