24 июня 2021 г. |
Дело N А21-8551/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
рассмотрев 21.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2021 по делу N А21-8551/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области", адрес: 236022, Калининград, Советский пр., д. 7, ОГРН 1123926039533, ИНН 3906266990 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - УФАС, Управление), о признании недействительными решения от 18.08.2020 N 039/06/69-815/2020 и предписания от 18.08.2020 N 106-кс/2020.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Олимп-Тех", адрес: 607150 Нижегородская обл., Ардатовский р-н, раб. пос. Мухтолово, Вокзальная ул., д. 62/01, ОГРН 1185275030390, ИНН 5201001532 (далее - ООО "Олимп-Тех", Общество), акционерное общество "Единая электронная торговая площадка", адрес: 115114, Москва, Кожевническая ул., д. 14, стр. 5, ОГРН 1097746299353, ИНН 7707704692 (далее - АО "ЕЭТП").
Решением суда первой инстанции от 18.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.03.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить состоявшиеся судебные акты, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что ООО "Олимп-Тех" не представило действующего решения о совершении (одобрении) крупной сделки.
От Учреждения поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.07.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовано извещение о проведении Учреждением (заказчиком) аукциона в электронной форме N 0835100001120000066 на поставку вещевого имущества для сотрудников Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области на 2021 год с начальной (максимальной) ценой контракта 1 652 954 руб.
В связи с тем, что заказчик неправомерно отстранил ООО "ОлимпТех" от участия в закупке по основаниям, не предусмотренным законодательством о контрактной системе, Общество обратилось 06.08.2020 в Управление с жалобой на действия Учреждения.
На основании жалобы Управлением возбуждено дело N 039/06/69-8151/2020 по признакам нарушения Учреждением части 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
По результатам рассмотрения дела Управление решением от 18.08.2020 N 039/06/69-815/2020 признало Учреждение нарушившими часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Одновременно УФАС выдано предписание от 18.08.020 N 106-кс/2020, в соответствии с которым заказчику-организатору торгов, оператору электронной площадки (АО "ЕЭТП") (в части имеющихся полномочий) в срок не позднее 31.08.2020 следует отменить протокол подведения итогов электронного аукциона от 30.08.2020 N 0835100001120000066-3, осуществить рассмотрение заявок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок с учетом выводов названного решения УФАС.
Учреждение, не согласившись с решением и предписанием Управления, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности решения Управления и выданного на его основании предписания, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать, в том числе, решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой (часть 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 указанного Закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены названной статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (часть 2 статьи 69 Закона N 44-ФЗ).
Пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ определено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ.
В силу части 7 статьи 69 Закона N 44-ФЗ принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 названной статьи, не допускается.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 30.07.2020 N 0835100001120000066-3 заявка ООО "Олимп-Тех" была признана не соответствующей документации об аукционе в связи с нарушением пункта 1 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, а именно в связи с непредставлением документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частью 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В протоколе подведения итогов электронного аукциона указано, что в состав заявки входит решение об одобрении крупной сделки от 09.01.2019, в котором не указан срок, в течение которого действует данное решение. Таким образом, в соответствии с часть 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) годичный срок действия указанного решения об одобрении крупной сделки на момент подачи заявки истек, что свидетельствует о его фактическом непредставлении в составе второй части заявки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона N 14-ФЗ крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:
- связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, в результате которых у общества возникает обязанность направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
- предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.
В силу пункта 3 статьи 46 Закона N 14-ФЗ принятие решения о согласии на совершение крупной сделки является компетенцией общего собрания участников общества.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 27 "Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность" разъяснено, что для квалификации сделки как крупной необходимо одновременное наличие у сделки на момент ее совершения двух признаков - количественного (стоимостного) и качественного (сделка должна выходить за пределы обычной хозяйственной деятельности).
При этом пунктом 8 статьи 46 Закона N 14-ФЗ установлена презумпция отнесения к обычной хозяйственной деятельности любых сделок, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.
Любая сделка общества считается совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности, пока не доказано иное (пункт 8 статьи 46 Закона N 14-ФЗ).
В рассматриваемом случае объектом спорной закупки являлась поставка вещевого имущества для сотрудников Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области, осуществляемая в порядке обычной хозяйственной деятельности Общества в соответствии с пунктом 3.1 его устава. Обратное Учреждением не доказано и из материалов дела не следует.
В отношении Общества среди аккредитационных документов на электронной площадке имелось решение об одобрении крупной сделки от 09.01.2019, в составе второй части заявки было представлено решение об одобрении крупной сделки от 14.03.2019, которые Учреждение расценило в качестве решений с истекшим сроком действия. При этом согласно данным бухгалтерской отчетности Общества стоимость рассматриваемой поставки (по предложенной им цене) не выходит за 25 процентов балансовой стоимости активов Общества, то есть, помимо совершения в рамках обычной хозяйственной деятельности, сделка не является крупной по количественному (стоимостному) критерию.
Учитывая изложенные обстоятельства, вторая часть заявки Общества соответствовала требованиям части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Вопреки мнению подателя жалобы оценка судами доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2021 по делу N А21-8551/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.