24 июня 2021 г. |
Дело N А52-341/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Судас Н.Е.,
рассмотрев 22.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Псков ЖКХ" на решение Арбитражного суда Псковской области от 12.10.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2021 по делу N А52-341/2020,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие города Пскова "Горводоканал", адрес: 180004, город Псков, улица Советской Армии, дом 49А, ОГРН 1026000975406, ИНН 6027047825 (далее - Предприятие, истец), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Псков ЖКХ", адрес: 180006, Псковская область, город Псков, Советская набережная, дом 5, помещение 1001, ОГРН 1186027004998, ИНН 6027189788 (далее - Общество, ответчик), о взыскании 80 358 руб. 38 коп. задолженности по договору водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме от 01.10.2018 N 3167.
Решением суда первой инстанции от 12.10.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.02.2021, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и нарушение ими норм процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты. Податель жалобы указывает на отсутствие технической возможности установки общедомовых приборов учета в многоквартирных домах N 19 и N 21 по улице О. Кошевого, что, по мнению Общества, исключает возможность применения в расчетах показаний указанных приборов учета. Общество также ссылается на, что суды при вынесении обжалуемых судебных актов не приняли во внимание внесенный исполнителем платеж на сумму 6 754 руб. 22 коп.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а также рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- город Псков, улица Л. Поземского, дом 8;
- город Псков, улица О. Кошевого, дом 19;
- город Псков, улица О. Кошевого, дом 21.
Между Предприятием (ресурсоснабжающая организация) и Обществом (исполнитель) 01.10.2018 заключен договор водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме N 3167 (далее - договор), по условиям которого Предприятие осуществляет поставку питьевой воды до границы эксплуатационной ответственности сторон через присоединенную водопроводную сеть и прием сточных вод от границы эксплуатационной ответственности сторон через присоединенную канализационную сеть в целях обеспечения коммунальными услугами потребителей коммунальных услуг (лица, пользующиеся на праве собственности или на ином законном основании помещениями в многоквартирном доме).
В соответствии с пунктом 4.2 договора расчетный период, установленный настоящим договором, равен одному календарному месяцу. Исполнитель оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 25-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате ресурсоснабжающей организацией не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.
В силу пункта 4.6 договора снятие показаний индивидуальных и общедомового прибора учета производится в период с 20-го по 25-е число текущего месяца. В случае, если сторонами не обеспечено единовременное снятие показаний индивидуальных и общедомового прибора учета, то расчет платы определяется в соответствии с пунктом 4.8 договора.
Права и обязанности сторон определены в разделе 5 договора.
Согласно пунктам 9.1 и 9.2 договора срок его действия установлен с 01.10.2018 по 30.09.2019.
Пунктом 9.3 договора предусмотрена его пролонгация на тех же условиях и на тот же срок.
Во исполнение условий договора Предприятие в период с марта по сентябрь 2019 года оказало услуги холодного водоснабжения на содержание общего имущества в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, и выставило счета-фактуры на их оплату.
Для расчетов за предоставленные услуги Предприятие направило Обществу акты об оказании услуг и счета-фактуры от 31.03.2019 N АО-00005620, от 30.04.2019 N АО-00007420, от 31.05.2019 N АО-00009359, от 30.06.2019 N АО-00011181, от 31.07.2019 N АО-00013051, от 31.08.2019 N АО-00014941, от 30.09.2019 N АО-00016805 на общую сумму 80 358 руб. 38 коп.
Однако Общество свои обязательства по оплате не исполнило, задолженность составила 80 358 руб. 38 коп.
Направленная Предприятием в адрес Общества претензия от 26.11.2019 N 1/32-1845 с требованием погасить имеющуюся задолженность оставлена последним без удовлетворения, что явилось основанием для предъявления настоящего иска.
Суды установили факт оказания Предприятием услуг водоснабжения и в отсутствие доказательств их оплаты удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением водой через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация подает абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент оплачивает принятую энергию (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
В силу положений статей 541 и 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку услуги водоснабжения оказывались населению многоквартирных жилых домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Выбранная в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ для управления многоквартирным домом управляющая организация, являющаяся в силу закона исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы на общедомовые нужды.
В части 1 статьи 157 ЖК РФ указано, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 этих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам.
Факт оказания услуг холодного водоснабжения на содержание общего имущества в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, установлен судами и сторонами не оспаривается.
Расчет стоимости потребленного коммунального ресурса Предприятие произвело на основании показаний общедомовых приборов учета и по нормативу.
Как видно из материалов дела, расчет объема холодного водоснабжения на содержание общего имущества дома N 8 по улице Л. Поземского произведен Предприятием по нормативу в соответствии с приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 22.05.2017 N 54-ОД ввиду отсутствия в указанном многоквартирном доме общедомового прибора учета.
Расчет объема холодного водоснабжения на содержание общего имущества в домах N 19 и N 21 по улице О. Кошевого произведен Предприятием исходя их показаний общедомовых приборов учета за вычетом объемов потребления холодной воды, предоставленной непосредственно в жилые и нежилые помещения по формуле 10 приложения 2 Правил N 354.
Произведенный Предприятием расчет объема оказанных услуг холодного водоснабжения признан судами правильным.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на отсутствие технической возможности установки общедомовых приборов учета в многоквартирных домах N 19 и N 21 по улице О. Кошевого, указывает на неправомерность использования показаний указанных приборов учета для расчетов сторон, настаивая на проведении расчетов по нормативам.
Приведенные доводы отклоняются судом кассационной инстанции.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 (далее - Приказ N 627) утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (приложение N 1), форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (приложение N 2) и порядок заполнения данного акта (приложение N 3).
Согласно подпункту "а" пункта 2 приложения N 1 к Приказу N 627 техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 названного приложения, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
В соответствии с приложением N 3 к Приказу N 627 в акте обследования указываются полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество, паспортные данные индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также фамилия, имя, отчество каждого присутствующего при проведении обследования лица, включая представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица.
Общество в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило в материалы дела доказательства, подтверждающие отсутствие технической возможности установки общедомовых приборов учета в спорных многоквартирных домах в порядке, установленном Приказом N 627.
Как следует из материалов дела, общедомовые приборы учета в спорных многоквартирных домах введены в эксплуатацию в установленном порядке 01.03.2016, что подтверждается представленными в материалы дела актами приемки в эксплуатацию узла учета (том дела 2, листы 4-5). В спорный период срок поверки указанных приборов учета не истек.
В материалы дела представлены акты обследования общедомового прибора учета от 28.09.2018 (том дела 1, листы 127-128), из содержания которых следует, что приборы учета в спорных многоквартирных домах находятся в исправном состоянии.
Приведенные доказательства свидетельствуют о наличии установленных законом оснований для использования показаний спорных приборов учета в расчетах сторон.
Оплата 6 754 руб. 22 коп. задолженности произведена Обществом 25.12.2020 по платежному поручению N 256 после принятия судом первой инстанции решения по настоящему делу, в связи с чем указанное обстоятельство не может являться основанием для отмены судебного акта.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 12.10.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2021 по делу N А52-341/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Псков ЖКХ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "а" пункта 2 приложения N 1 к Приказу N 627 техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 названного приложения, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
В соответствии с приложением N 3 к Приказу N 627 в акте обследования указываются полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество, паспортные данные индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также фамилия, имя, отчество каждого присутствующего при проведении обследования лица, включая представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2021 г. N Ф07-6422/21 по делу N А52-341/2020