15 июля 2021 г. |
Дело N А21-9731/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
рассмотрев 13.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стрела" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А21-9731/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стрела", адрес: 236008, Калининградская область, город Калининград, улица А. Невского, дом 142, литер А, ОГРН 1143926039201, ИНН 3906341090 (далее - Общество, истец), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: 236006, Калининградская область, город Калининград, улица Коперника, дом 2-4, литер XI, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - Предприятие, ответчик), о взыскании 1 705 717 руб. 15 коп. неосновательного обогащения.
Решением суда первой инстанции от 30.11.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.03.2021 решение суда от 30.11.2020 отменено. В удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и нарушение им норм процессуального права, а также на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции. Как указывает податель жалобы, апелляционный суд неправильно применил пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Общество транспортировало твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) на полигоны, согласованные сторонами в договоре. Изменения, внесенные в территориальную схему обращения с отходами, до внесения сторонами соответствующих изменений в договор, не могут изменить обязанностей исполнителя по определению места вывоза ТКО.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Обществом (исполнитель) и Предприятием (региональный оператор) 17.12.2018 заключен договор N 31807129207/2 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области (далее - договор).
Согласно пункту 2.1 договора исполнитель в срок, установленный договором, обязуется оказать услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора по обращению с ТКО на территории Калининградской области в границах Московского района городского округа "Город Калининград" в соответствии с условиями договора и приложений к нему.
В соответствии с пунктом 2.3 договора исполнитель оказывает услуги на всей территории зоны деятельности исполнителя в соответствии с графиком транспортирования ТКО.
В силу пункта 3.3 договора место оказания услуг: граница территории в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Калининградской области, на которой оказываются услуги по транспортированию ТКО, в соответствии с Приложением 1 к договору.
На основании пункта 3.7 договора вывоз ТКО осуществляется в места передачи ТКО в соответствии с Территориальной схемой и настоящим договором. Вывоз ТКО в иные места передачи не допускается.
Места передачи ТКО, включенные в редакцию Территориальной схемы, действующей на момент заключения договора, указаны в Приложении N 2 к договору: полигон отходов вблизи пос. Круглово Зеленоградского городского округа, полигон отходов вблизи пос. Барсуковка Неманского городского округа, полигон отходов вблизи пос. Ельняки Гвардейского городского округа, МПС с элементами сортировки на ул. Туруханской в г. Калининграде.
Согласно пункту 3.16 договора услуги должны оказываться в соответствии с нормативными правовыми актами, санитарными правилами и нормами, условиями договора и с учетом фактического порядка сбора ТКО, действующего в зоне деятельности исполнителя, если иное не установлено соглашением сторон.
Исполнитель гарантирует безусловное наличие у него в течение всего времени оказания услуги материальных, финансовых, технических и трудовых ресурсов, необходимых для надлежащего оказания услуг (пункт 3.20 договора).
В соответствии с пунктом 4.13 договора в случае существенного нарушения исполнителем условий договора региональный оператор производит окончательный расчет с исполнителем на основании итогового акта сверки расчетов, подписанного сторонами настоящего договора, который включает в себя рассчитанные в соответствии с условиями настоящего договора имущественные санкции, подлежащие взысканию с исполнителя, и служит основанием для их вычета путем уменьшения суммы окончательного расчета.
В случае, если исполнителем не подписан итоговый акт сверки расчетов, региональный оператор при окончательном расчете с исполнителем в бесспорном порядке производит удержание (зачет) суммы имущественных санкций, рассчитанных и подлежащих оплате исполнителем в соответствии с условиями настоящего договора, путем уменьшения суммы окончательного расчета на сумму имущественных санкций.
Согласно акту об оказании услуг от 31.01.2010 N 13 Общество оказало услуги по транспортированию ТКО за период с 01.01.2020 по 31.01.2020 на сумму 7 856 728 руб. 49 коп.
Платежным поручением от 15.04.2020 N 1919 Предприятие оплатило оказанные услуги в сумме 6 966 014 руб. 57 коп.
В адрес Общества от Предприятия 31.03.2020 поступил мотивированный отказ от 31.03.2020 N 3435 от подписания акта об оказании услуг от 31.01.2020 N 13 за январь 2020 года. Предприятие не приняло услуги Общества по транспортированию ТКО в количестве 564 тонн стоимостью 890 713 руб. 92 коп., поскольку исполнитель осуществил транспортирование ТКО и их передачу на полигон вблизи пос. Ельняки Гвардейского района не в соответствии с Территориальной схемой, согласно которой с 2020 года ТКО, образованные на территории городского округа "Город Калининград", подлежат транспортированию на полигон отходов вблизи пос. Круглово Зеленоградского городского округа.
Кроме того, Обществом были оказаны услуги по транспортированию ТКО за период с 01.02.2020 по 29.02.2020 на сумму 7 516 519 руб. 99 коп.
(акт об оказании услуг от 29.02.2020 N 14).
Платежным поручением от 30.04.2020 N 2202 Предприятие оплатило оказанные услуги в сумме 6 701 516 руб. 76 коп.
В адрес Общества от Предприятия 23.04.2020 поступил мотивированный отказ от 23.04.2020 N 4354 от подписания акта об оказании услуг от 29.02.2020 N 14 за февраль 2020 года. Предприятие не приняло услуги Общества по транспортированию ТКО в количестве 452,74 тонн стоимостью 815 003 руб. 23 коп., (из которых 100 000 руб. удержанного штрафа за нарушение условий договора - не оспаривается Обществом), поскольку исполнитель осуществлял транспортирование ТКО и их передачу на полигон вблизи пос. Ельняки Гвардейского района не в соответствии с Территориальной схемой, согласно которой с 2020 года ТКО, образованные па территории городского округа "Город Калининград", подлежат транспортированию на полигон отходов вблизи пос. Круглово Зеленоградского городского округа.
В соответствии с актом об оказании услуг от 30.04.2020 N 16 Общество оказало услуги по транспортированию ТКО за период с 01.04.2020 по 30.04.2020 на сумму 7 772 837 руб. 13 коп.
Платежным поручением от 29.06.2020 N 3375 Предприятие оплатило оказанные услуги в сумме 7 572 837 руб. 13 коп. за вычетом 100 000 руб. штрафа, удержанного за размещение ТКО на полигоне отходов вблизи пос. Ельняки, и 100 000 руб. штрафа за нарушение договорных обязательств (Обществом не оспаривается).
В адрес Общества 24.04.2020 поступил акт от 24.04.2020 N 224-3 результатов проведения контрольных мероприятий по исполнению договорных обязательств контрагентом, согласно которому в ходе приемки оказанных Обществом услуг по транспортированию ТКО за январь и февраль 2020 года выявлено нарушение пункта 3.7 договора, а именно транспортирование ТКО в январе и феврале 2020 года в количестве 1 016,74 тонны, образованных на территории Московского района городского округа "Город Калининград", в место передачи ТКО - полигон отходов вблизи пос. Ельняки Гвардейского района, в нарушение схемы потоков ТКО от источников их образования до объекта размещения отходов, установленного Территориальной схемой.
В адрес Общества 10.07.2020 поступило уведомление Предприятия от 03.07.2020 N 7144 об уменьшении суммы окончательного расчета за апрель 2020 года на сумму штрафных санкций 200 000 руб. за нарушение пунктов 3.6 и 3.7 договора.
Частичная оплата Предприятием оказанных Обществом услуг явилась основанием для предъявления настоящего иска.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что Общество оказало услуги по вывозу ТКО на полигоны, указанные в договоре. Последующее изменение уполномоченным органом Территориальной схемы размещения отходов не изменяет условий ранее заключенных договоров, в связи с чем услуги считаются оказанными Обществом и должны быть оплачены Предприятием.
Апелляционный суд, руководствуясь нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), признал ошибочными указанные выводы суда первой инстанции, отменил решение и отказал в иске.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В статье 1 Закона N 89-ФЗ приведены следующие основные понятия, в нем используемые:
- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
- оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Общество, осуществляя деятельность по транспортированию ТКО на основании заключенного с региональным оператором договора, является оператором по обращению с ТКО.
В силу части 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Согласно частям 1 и 2 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Во исполнение приведенных норм приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 28.03.2018 N 145 утверждена Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления в Калининградской области.
Приказом от 22.11.2019 N 649 Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области утверждена новая Территориальная схема по обращению с отходами производства и потребления в Калининградской области, в соответствии с пунктом 15 раздела VII которой информация о движении ТКО от источников образования отходов и мест накопления ТКО до объектов обработки, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенных в границах Калининградской области, в 2019 году представлена в таблице 5 (включает полигон в пос. Ельняки в части направления потоков из Калининграда), а в соответствии с пунктом 16 Раздела VII информация о движении ТКО от источников образования отходов и мест накопления ТКО до объектов обработки, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенных в границах Калининградской области, в 2020-2021 годах представлена в таблице 6 (не включает полигон в пос. Ельняки в части направления потоков из Калининграда).
Приказом от 06.02.2020 N 54 Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области внесены изменения в приказ от 22.11.2019 N 649, в соответствии с которыми информация о движении ТКО от источников образования отходов и мест накопления ТКО до объектов обработки, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенных в границах Калининградской области, в 2020 - 2022 годах представлена в таблице 5 (не включает полигон в пос. Ельняки в части направления потоков из Калининграда), информация о движении ТКО от источников образования отходов и мест накопления ТКО до объектов обработки, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенных в границах Калининградской области, в 2023 - 2027 годах представлена в таблице 6 (не включает полигон в пос. Ельняки в части направления потоков из Калининграда).
Приведенные нормы Закона N 89-ФЗ и утвержденная во исполнение предписаний этого закона Территориальная схема обращения с отходами носят императивный характер и обязательны к исполнению, в том числе, операторами по обращению с ТКО при осуществлении деятельности по их транспортированию, к которым относится Общество.
Апелляционным судом установлено и подателем жалобы не оспаривается, что транспортирование ТКО в январе - феврале 2020 года осуществлялось Обществом на полигон в п. Ельняки, не включенный в Территориальную схему на 2020 год, что является нарушением условий пункта 3.7 заключенного сторонами договора и приведенных норм.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Транспортирование Обществом ТКО в места захоронения, не включенные в Территориальную схему, свидетельствует о том, что исполнителем не оказана услуга в смысле, придаваемом ему пунктом 1 статьи 779 ГК РФ, а у заказчика не возникает обязательства по её оплате.
Кроме того, расчет за услуги транспортирования ТКО производится по фиксированной цене за тонну доставляемых на полигон отходов (указанная цена определена сторонами в договоре). Общество в целях снижения себестоимости своих услуг, осуществляя доставку отходов на полигон с наименьшим расстоянием от мест сбора отходов, получает необоснованный доход, что правомерно квалифицировано апелляционным судом как злоупотребление правом (статья 10 ГК РФ).
Вопреки доводам подателя жалобы Территориальная схема обращения с отходами находится в открытом доступе и подлежит безусловному учету оператором по обращению с ТКО (Обществом) при оказании соответствующих услуг региональному оператору.
С учетом установленных обстоятельств дела и приведенных норм апелляционный суд правомерно отказал в иске.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Выводы апелляционного суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А21-9731/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стрела" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.