20 июля 2021 г. |
Дело N А05-6855/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску Мишиной Е.В. (доверенность от 29.12.2020),
рассмотрев 19.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транссиб" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 по делу N А05-6855/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транссиб", адрес: 163069, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 67, этаж 5, ОГРН 1082901002645, ИНН 2901175521 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску, адрес: 163069, город Архангельск, улица Логинова, дом 29, ОГРН 1042900051094, ИНН 2901061108 (далее - Инспекция), о признании недействительным решения от 12.02.2020 N 8475 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).
К участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 163000, город Архангельск, улица Свободы, дом 33, ОГРН 1042900900020, ИНН 2901130440 (далее - Управление).
Решением суда от 27.12.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
Податель кассационной жалобы со ссылкой на положения пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) указывает, что в связи с ошибочным исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 и 3 кварталы 2013 года были правомерно поданы уточенные налоговые декларации. Подача уточненных деклараций в 2019 году осуществлена в пределах трехлетнего срока с момента принятия Инспекцией ФНС по г. Архангельску решения от 30.06.2017 N 2.21-29/30 в отношении контрагента Общества - общества с ограниченной ответственностью "Специализированная строительно-монтажная фирма "Арктикспецмонтаж" (ИНН 2901069153) (далее - ООО "ССМФ "Арктикспецмонтаж"). Только с момента внесения изменений в бухгалтерский и налоговый учет контрагентом у Общество появилось право на подачу уточненной декларации и возврат излишне уплаченного налога. Таким образом, Инспекция решением от 12.02.2020 N 8475 неправомерно отказала в возврате излишне уплаченного налога.
От Инспекции и Управления поступили отзывы на кассационную жалобу.
Общество и Управление представителей в судебное заседание не направили, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 03.02.2020 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС за 3 квартал 2013 года в размере 3 647 147 руб.
Решением Инспекции от 12.02.2020 N 8475 отказано в возврате НДС, поскольку заявление подано по истечении трех лет со дня уплаты налога.
Решением Управления от 23.04.2020 N 07-10/1/05403 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Общество оспорило решение Инспекции от 12.02.2020 N 8475 в судебном порядке.
Суды двух инстанций, изучив обстоятельства спора, руководствуясь положениями статей 78, 173 НК РФ, пришли к выводу о законности решения Инспекции от 12.02.2020 N 8475, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных по спору требований.
Проверив обоснованность доводов Общества, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
В поданных Обществом в 2013 году декларациях по НДС за 3 квартал 2013 была исчислена сумма налога к возмещению из бюджета в размере 2 734 943 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией принято решение от 18.02.2014 N 107 о возмещении суммы налога в размере 2 734 943 руб. На указанную сумму проведены зачеты в счет имеющейся у Общества задолженности.
Согласно решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.06.2017 N 2.21-29/30, принятому по результатам выездной налоговой проверки в отношении ООО "ССМФ "Арктикспецмонтаж", установлены обстоятельства получения необоснованной налоговой выгоды по 3 эпизодам взаимоотношений с Обществом, в том числе за 3 квартал 2013 года - по ремонту административно-бытового комплекса (912 203 руб. НДС по счету-фактуре от 30.09.2013 N 34).
Отказ контрагенту Общества в принятии налоговых вычетов обусловлен тем, что фактически ремонт административно-бытового комплекса Обществом не осуществлялся; документы о ремонте, оформленные от имени Общества, недостоверны.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 26.02.2018 по делу N А05-14016/2017 установлено неправомерное заявление ООО "ССМФ "Арктикспецмонтаж" налоговых вычетов по НДС по счету-фактуре общества от 30.09.2013 N 34, поскольку соответствующие работы стоимостью 5 980 000 руб., в том числе НДС 912 203 руб., Обществом не выполнялись.
Общество 07.10.2019 представило уточненную налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2013 года (корректировка N 2) с уменьшением налоговой базы в связи с исключением из книги продаж счета-фактуры, выставленного в адрес ООО "ССМФ "Арктикспецмонтаж". В связи с уменьшением размера выручки от реализации дополнительно к возмещению из бюджета заявлено 912 204 руб. НДС.
По итогам камеральной налоговой проверки указанной уточненной декларации Инспекцией вынесено решение от 21.07.2020 N 793 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым на 912 204 руб. уменьшена сумма налога, излишне заявленного к возмещению.
Указанное решение Обществом не оспорено, недействительным не признано.
03.02.2020 Обществом было подано заявление о возврате излишне уплаченного НДС в размере 3 647 147 руб. за 3 квартал 2013 года. Решением Инспекции от 12.02.2020 N 8475, обжалуемым Обществом в рамках настоящего дела, отказано в возврате НДС, поскольку заявление о возврате подано по истечении трех лет со дня уплаты налога.
При разрешении спора суды обоснованно указали, что заявление о возврате налога было подано Обществом за пределами установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ трехлетнего срока, в связи с чем Инспекция обоснованно приняла решение об отказе в возврате налога.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС, указанная разница подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация по НДС подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В данном случае уточненная (корректировка N 2) налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2013 года с дополнительно заявленной суммой налога к возмещению из бюджета представлена Обществом по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъяснено, что в силу пункта 2 статьи 173 Кодекса положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока.
Возмещение НДС возможно за пределами установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ срока, если реализации права налогоплательщика в течение этого срока препятствовали обстоятельства, связанные, в частности, с невыполнением налоговым органом возложенных на него обязанностей или с невозможностью получить возмещение, несмотря на своевременно предпринятые к тому действия со стороны налогоплательщика (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2008 N 630-О-П, от 01.10.2008 N 675-О-П, от 24.03.2015 N 540-О).
В данном случае судами установлено, что Общество имело возможность правильно исчислить НДС за 3 квартал 2013 года независимо от результатов налоговой проверки в отношении контрагента, поскольку не могло не знать о том, что фактически не выполняло работы для ООО "ССМФ "Арктикспецмонтаж".
Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу.
С учетом установленных обстоятельств и положений статей 78, 173 НК РФ вывод судов о правомерности решения Инспекции от 12.02.2020 N 8475 является верным, сделан при правильном применении норм материального права.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не допущено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
С Общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1500 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 по делу N А05-6855/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транссиб" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Транссиб" (ОГРН 1082901002645, ИНН 2901175521) в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.