06 августа 2021 г. |
Дело N А52-22/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 04.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бежинар Валентины Юрьевны на решение Арбитражного суда Псковской области от 02.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по делу N А52-22/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Южный микрорайон", адрес: 182113, Псковская обл., г. Великие Луки, пр. Ленина, д. 39, пом. 1001, ОГРН 1086025001061, ИНН 6025030262 (далее - ООО "Южный микрорайон", Общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по региональному контролю и надзору Псковской области, адрес: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1196027004249, ИНН 6027198197 (далее - Комитет) о признании недействительным Приказа от 28.11.2019 N 627-ОД о внесении изменений в реестр лицензий Псковской области в части, касающейся сведений об управлении многоквартирными домами (МКД), просило обязать Комитет восстановить положение, существовавшее до нарушения права Общества, а именно исключить сведения об управлении обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр города" МКД N 5 по ул. Энгельса в г. Великие Луки из реестра лицензий Псковской области и включить в реестр лицензий Псковской области сведения об управлении ООО "Южный микрорайон" названным МКД.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр города", адрес: 182113, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Льва Толстого, д. 14, пом. 1002, ОГРН 1196027002390, ИНН 6025051590 (далее - ООО УК "Центр города) и Бежинар Валентина Юрьевна (место жительства: 182107, Псковская область, г. Великие Луки).
Решением суда первой инстанции от 02.12.2020 заявленные требования удовлетворены частично, пункт 1 Приказа от 28.11.2019 N 627-ОД признан недействительным в части указания даты включения сведений "с 01.12.2019"; судом на Комитет возложена обязанность в установленном порядке в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу внести в реестр лицензий Псковской области изменение даты включения сведений об управлении МКД N 5 по ул.Энгельса в г.Великие Луки управляющей организацией ООО УК "Центр города", указав "с 01.01.2020"; в удовлетворении остальной части требований отказано, с Комитета в пользу Общества взысканы расходы по уплате 3 000 руб. государственной пошлины.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2021, решение от 02.12.2020 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и письменных дополнениях от 03.08.2021 Бежинар В.Ю. просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение и восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя. Податель жалобы поясняет, что выводы о заключении договора управления МКД сделаны судами в результате неправильного применения и толкования норм материального права и основаны на недопустимых доказательствах, поскольку суды непосредственно и самостоятельно не проводили проверку протокола общего собрания на предмет отсутствия или наличия признаков ничтожности, в том числе, наличия кворума при проведении общего собрания.
В качестве процессуального нарушения Бежинар В.Ю. указала на нарушение судьей первой инстанции принципа беспристрастности, что грубо нарушат права подателя жалобы.
Представители ООО "Южный микрорайон", Комитета, ООО УК "Центр города" и Бежинар В.Ю., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО "Южный микрорайон" на основании договора от 01.09.2008 N 31/1 осуществляло управление МКД N 5 по ул.Энгельса в г. Великие Луки.
Внеочередным общим собранием собственников помещений в МКД в форме очно-заочного голосования 31.10.2019 приняты решения (по пятому, шестому и седьмому вопросам повестки): о расторжении с 31.12.2019 в одностороннем порядке договора управления от 01.09.2008 N 31/1, заключенного с Обществом; о выборе в качестве управляющей организации ООО УК "Центр города" и утверждении проекта договора управления, стоимости работ и услуг на 1 год, а также о заключении договора управления с 01.01.2020.
Решения зафиксированы в протоколе от 31.10.2019 N 1.
ООО УК "Центр города" направило 07.11.2019 в адрес ООО "Южный микрорайон" уведомление N 254 о необходимости передачи технической и иной документации, связанной с управлением домом, приложив к уведомлению копию протокола общего собрания собственников МКД (получено Обществом 08.11.2019).
Также ООО УК "Центр города" 05.11.2019 обратилось в Комитет с заявлением N 237 о включении в реестр лицензий информации об управлении МКД.
По результатам проведенной проверки Комитетом издан Приказ от 28.11.2019 N 627-ОД о включении в реестр лицензий Псковской области сведений об управлении МКД управляющей организацией - ООО УК "Центр города".
Посчитав означенный Приказ Комитета по внесению изменений в реестр лицензий незаконным, а права ООО "Южный микрорайон" нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на законность оспариваемого Приказа Комитета и отсутствие доказательств нарушенного права Общества, ранее управлявшего спорным МКД.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Суды проанализировали спорные правоотношения ввиду значимых нормативных требований, в том числе части 1, пункта 4 части 2 статьи 44, статей 192, 195, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр ; далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
После получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка N 938/пр. При этом пунктом 5 названного Порядка предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствие противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
В пункте 6 Порядка N 938/пр установлено, что по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 этого Порядка.
Из пункта 8 Порядка N 938/пр следует, что решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
В рассматриваемом случае спорным обстоятельством является отказ собственников МКД N 5 по ул.Энгельса в г. Великие Луки от услуг управляющей организации ООО "Южный микрорайон" и выбор в качестве таковой - ООО УК "Центр города".
В соответствии со статьей 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 8.2 той же статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Порядок проведения общего собрания и порядок принятия решений на собрании регламентированы статьями 44-48 Кодекса.
В силу части 3 статьи 45 ЖК РФ собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно, если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (часть 3 статьи 48 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением указанных в данной норме решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи.
Суды с учетом представленных в дело материалов, удостоверились в том, что проведенная Комитетом проверка не противоречила положениям Порядка N 938/пр, в том числе пункту 4, подпункту "в" пункта 10, подпункту "в" пункта 15:
- заявление ООО УК "Центр города" от 05.11.2019 N 237 соответствовало требованиям Порядка N 938/пр и включало необходимый перечень документов (в том числе оригинал протокола общего собрания собственников от 31.10.2019 N 1 со всеми приложениями, что подтверждается материалами дела и установлено судом первой инстанции при обозрении в судебном заседании 05.11.2020 самого оригинала заявления со всеми приложениями);
- Комитет изучил содержание протокола общего собрания на предмет отсутствия признаков ничтожности, по результатам проверки оформил мотивированное заключение от 27.11.2019 N Рк-11-1952 об отсутствии оснований для отказа о внесении изменений в реестр лицензий;
- проверил, что необходимые сведения, связанные с поступлением в управление МКД, размещены ООО УК "Центр города" на информационном ресурсе государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
С учетом изложенного, отсутствие нарушений Порядка N 938/пр явилось основанием для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий Псковской области на осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами.
Означенное решение оформлено Приказом от 28.11.2019 N 627-ОД, который содержит мотивированное обоснование его принятия.
Поскольку представленные ООО УК "Центр города" документы и заявление соответствовали императивным требованиям Порядка N 938/пр, суды обоснованно сочли, что Комитет не имел правовых оснований для принятия иного решения, кроме как решения о внесении изменений в реестр лицензий Псковской области в отношении спорного МКД.
Суд округа полагает, что действия компетентного государственного органа отвечают принципу полноты изложения, ясности и прозрачности правового регулирования.
Кассационная жалоба Бежинар В.Ю., содержащая ссылку на неправильное применении судами норм права, не содержит должной конкретики и лишь указывает ненадлежащее исследование судами протокола общего собрания, (при должном и подробном исследовании и установлении судами всех значимых обстоятельств дела).
Доводы подателя жалобы о наличии признаков ничтожности решения общего собрания собственников МКД получили надлежащую оценку суда первой инстанции и правомерно отклонены.
Как установлено судами следует из протокола от 31.10.2019 N 1: в собрании приняли участие собственники помещений, обладающие 67,46 % голосов от общей площади помещений 1 408,46 кв. м (т.е., кворум имеется и собрание правомочно принимать решения по вопросам, поставленным на голосование), решения по пятому-седьмому вопросам повестки дня принято собственниками, принимавшими участие в собрании, единогласно.
К названому протоколу приложены в том числе, реестр собственников помещений МКД, список присутствующих на общем собрании и бюллетени голосования.
Основания для вывода о неверном отражении в протоколе кворума суды правомерно не усмотрели, указав, что явных признаков ничтожности решения собрания не имеется; иных, существенных нарушений, недостатков протокола собрания, ставящих под сомнение волеизъявление принимавших участие в голосовании лиц, не установлено; решение собрания собственников никем из заинтересованных лиц не оспорено; договор от 01.01.2020 N 19 является заключенным, не противоречит материалам дела, положениям статьи 162 ЖК РФ, статьи 432 ГК РФ.
Суд округа отмечает, что означенные выводы судов сделаны в соответствии с нормами процессуального права, не противоречит его принципам, не создают неоправданных препятствий, а напротив, способствуют достижению относительно скорого и объективного конечного результата судебного разбирательства для всех заинтересованных лиц.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, суд округа не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 02.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по делу N А52-22/2020, оставить без изменения, а кассационную жалобу Бежинар Валентины Юрьевны - без удовлетворения.
Возвратить Бежинар Валентине Юрьевне (адрес: 182107, Псковская область, город Великие Луки) из средств федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины излишне уплаченной по чеку-ордеру от 13.05.2021
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды с учетом представленных в дело материалов, удостоверились в том, что проведенная Комитетом проверка не противоречила положениям Порядка N 938/пр, в том числе пункту 4, подпункту "в" пункта 10, подпункту "в" пункта 15:
- заявление ООО УК "Центр города" от 05.11.2019 N 237 соответствовало требованиям Порядка N 938/пр и включало необходимый перечень документов (в том числе оригинал протокола общего собрания собственников от 31.10.2019 N 1 со всеми приложениями, что подтверждается материалами дела и установлено судом первой инстанции при обозрении в судебном заседании 05.11.2020 самого оригинала заявления со всеми приложениями);
- Комитет изучил содержание протокола общего собрания на предмет отсутствия признаков ничтожности, по результатам проверки оформил мотивированное заключение от 27.11.2019 N Рк-11-1952 об отсутствии оснований для отказа о внесении изменений в реестр лицензий;
- проверил, что необходимые сведения, связанные с поступлением в управление МКД, размещены ООО УК "Центр города" на информационном ресурсе государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
С учетом изложенного, отсутствие нарушений Порядка N 938/пр явилось основанием для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий Псковской области на осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами.
...
Поскольку представленные ООО УК "Центр города" документы и заявление соответствовали императивным требованиям Порядка N 938/пр, суды обоснованно сочли, что Комитет не имел правовых оснований для принятия иного решения, кроме как решения о внесении изменений в реестр лицензий Псковской области в отношении спорного МКД.
...
Основания для вывода о неверном отражении в протоколе кворума суды правомерно не усмотрели, указав, что явных признаков ничтожности решения собрания не имеется; иных, существенных нарушений, недостатков протокола собрания, ставящих под сомнение волеизъявление принимавших участие в голосовании лиц, не установлено; решение собрания собственников никем из заинтересованных лиц не оспорено; договор от 01.01.2020 N 19 является заключенным, не противоречит материалам дела, положениям статьи 162 ЖК РФ, статьи 432 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2021 г. N Ф07-8218/21 по делу N А52-22/2020