18 августа 2021 г. |
Дело N А05-11571/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова Л.Б.,
рассмотрев 17.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 по делу N А05-11571/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2", адрес: 150003, город Ярославль, улица Пятницкая, дом 6, ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Ломоносовского территориального округа администрации муниципального образования "Город Архангельск", адрес: 163020, г. Архангельск, Никольский проспект, дом 92, кабинет 7, ОГРН 1162901055349, ИНН 2901266433 (далее - Комиссия), от 06.10.2020 N 294 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 8 статьи 7.1 Закона Архангельской области от 03.06.2003 N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 172-22-ОЗ), в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 19.01.2021 заявленные требования удовлетворены частично, постановление Комиссии признано незаконным и изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен до 100 000 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.04.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Лица, участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Управлением административно-технического контроля департамента градостроительства администрации муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Департамент), Обществу выдан ордер на право производства земляных работ для проведения ремонта теплотрассы на территории муниципального образования "Город Архангельск" от 15.07.2020 N 282/20 (далее - Ордер), в котором указано место и границы производства земляных работ: Ломоносовский территориальный округ, улица Володарского, дом N 19 (от точки А до точки В согласно плановому материалу), и установлен срок с 17.07.2020 по 19.08.2020.
Согласно ордеру, благоустройство в месте проведения земляных работ подлежало восстановлению до 19.08.2020. В последующем срок восстановления нарушенного благоустройства в месте производства земляных работ по заявлению общества был продлен уполномоченным органом до 03.09.2020.
При проведении мероприятий по контролю за исполнением обязательных требований Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581 (далее - Правила N 581), без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями 04.09.2020 Департаментом выявлено, что в нарушение требований пункта 12.2.6 Правил N 581 после окончания земляных работ по ремонту теплотрассы в районе дома N 19 по улице Володарского в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска благоустройство, нарушенное при их проведении, в указанный в ордере срок не восстановлено.
Указанное нарушение зафиксировано в акте от 04.09.2020 N 273зр с приложением фотоматериалов.
Усмотрев в действиях Общества нарушения требований подпункта 12.2.6 пункта 12.2 раздела 12 Правил N 581, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.1 Закона N; 172-22-ОЗ, уполномоченным лицом Департамента в отношении Общества составлен протокол от 22.09.2020 N 263 об административном правонарушении, а Комиссией вынесено постановление от 06.10.2020 N 294, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 8 статьи 7.1 Закона N 172-22-ОЗ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, уменьшив размер назначенного Обществу штрафа.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Пунктом 6 статьи 7.1 Закона N 172-22-ОЗ предусмотрена административная ответственность за невосстановление после проведения земляных работ асфальтового покрытия, газонов, плодородного слоя почвы, зеленых насаждений, дворового оборудования, подземных инженерных сетей и коммуникаций, устройств наружного освещения, иных объектов и элементов благоустройства территории, поврежденных при проведении земляных работ, в срок, указанный в разрешении (ордере), либо невосстановление после завершения проведения земляных работ указанных объектов и элементов благоустройства территории, поврежденных в результате проведения земляных работ без разрешения (ордера).
Согласно части 8 статьи 7.1 Закона N 172-22-ОЗ повторное в течение одного года совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Указанная статья применяется с учетом требований к благоустройству территорий поселений, городских округов и муниципальных округов Архангельской области (примечание 1 к статье 7.1 Закона N 172-22-ОЗ).
Согласно примечанию 3 к статье 7.1 Закона N 172-22-ОЗ данная статья не распространяется на действия, направленные на предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением нормального функционирования объектов жизнедеятельности населения в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев невосстановления после завершения проведения земляных работ объектов и элементов благоустройства территории, поврежденных в результате проведения земляных работ без разрешения (ордера).
В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с пунктом 12.1.1 Правил N 581 земляные работы выполняются на территории города в строгом соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке с заинтересованными организациями, владельцами подземных сетей и коммуникаций, расположенных в зоне производства работ, и при наличии разрешения (ордера) на право производства работ. Проведение работ без разрешения (ордера) или с разрешением (ордером), срок действия которого истек, запрещается. Лицо, производящее земляные работы, обязано на месте проведения работ иметь при себе копию разрешения (ордера) и договор подряда.
Выдачу ордеров на право производства земляных работ на территории города организациям и гражданам осуществляет администрация муниципального образования "Город Архангельск". Разрешение (ордер) выдается в соответствии с утвержденным порядком выдачи разрешения (ордера) на право производства земляных работ (пункт 12.1.2 Правил N 581).
Контроль за соблюдением порядка производства земляных работ, ликвидацией последствий разрытий в части соблюдения качества и сроков восстановительных работ возлагается на администрацию муниципального образования "Город Архангельск" (пункт 12.1.3 Правил N 581).
Ордер действителен на указанные в нем виды работ, объемы, сроки и место проведения работ. В случае корректировки проектных решений в процессе работ соответствующие изменения подлежат внесению в разрешение (ордер) на право производства земляных работ (пункт 12.1.4 Правил N 581).
В силу пункта 12.2.6 Правил N 581 после окончания земляных работ благоустройство, нарушенное при их проведении, подлежит обязательному восстановлению. Восстановление дорожных покрытий, зеленых насаждений, газонов и других элементов благоустройства производится организациями, гражданами, индивидуальными предпринимателями, производящими земляные работы, в объемах и способами, установленными проектами с учетом согласований заинтересованных сторон. Все работы должны сдаваться по акту представителю территориального органа Администрации города. Производство земляных работ без разрешения (ордера) не освобождает лицо, их производящее, от обязанности по восстановлению благоустройства. Лицо, которому было выдано разрешение (ордер) на производство земляных работ, обязано в течение трех дней после подписания акта приема работ по восстановлению благоустройства предоставить данный акт в отраслевой (функциональный) орган, выдавший разрешение (ордер) на проведение земляных работ.
Судами двух инстанций установлено, что Общество не обеспечило соблюдение пункта 12.2.6 Правил N 581 - в установленный ордером срок (до 03.09.2020) не восстановило благоустройство при производстве земельных работ, что подтверждается материалами дела, а именно: протоколом от 22.09.2020 N 263, актом от 04.09.2020 N 273зр с приложенными к нему фотоматериалами и всеми материалами дела в их совокупности, а также по существу Обществом не отрицается.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения. Основания не согласиться с указанным выводом у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Снижение судом первой инстанции назначенного административного штрафа мотивировано, основано на обстоятельствах дела, отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушений, в материалы дела не представлено.
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судами фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами двух инстанций не допущено оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 по делу N А05-11571/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.