06 сентября 2021 г. |
Дело N А56-25821/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 06.09.2021.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мирошниченко В.В., судей Богаткиной Н.Ю., Казарян К.Г.,
рассмотрев 31.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 по делу N А56-25821/2020/тр.3,
УСТАНОВИЛ:
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Федорца Александра Юрьевича Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 1440 руб.
Определением от 22.03.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021, требование ФНС России признано обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет имущества Федорца А.Ю., оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований должника.
В кассационной жалобе ФНС России просит определение от 22.03.2021 и постановление от 27.05.2021 отменить и вынести новый судебный акт - о включении рассматриваемых требований в реестр требований кредиторов должника.
Податель жалобы полагает, что им не пропущен предусмотренный пунктом 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) срок для обращения с заявлением о включении требования в реестр требований кредиторов должника, поскольку спорная задолженность могла быть установлена только 01.12.2020, после неисполнения должником требования об уплате рассматриваемого налога, содержащегося в уведомлении от 01.09.2020.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу в адрес должника направлено уведомление от 01.09.2020 N 73609010 об уплате транспортного налога за 2019 год.
Решением от 08.09.2020 Федорец А.Ю. признан несостоятельным (банкротом), введена процедура банкротства - реализация имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена Рахимова Алена Лумоновна.
Сообщение о признании Федорца А.Ю. несостоятельным (банкротом) опубликовано в газете "Коммерсантъ" 19.09.2020.
ФНС России обратилась в суд с рассматриваемым заявлением 17.12.2020.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленного требования, однако в связи с пропуском установленного статьей 213.8 Закона о банкротстве срока на обращение с рассматриваемым заявлением признал требование ФНС России подлежащим удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований должника.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 названного Закона.
Из разъяснений, приведенных в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", следует, что в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве). Требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, срок предъявления которых не был восстановлен судом, удовлетворяются по правилам пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
Пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве установлено, что требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) транспортный налог для физических лиц должен быть уплачен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть в настоящем случае не позднее 01.12.2020.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговое уведомление выставляется налоговым органом в пределах 30 дней до даты наступления срока уплаты налога (пункт 2 статьи 52 НК РФ).
МИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу направила в адрес налогоплательщика уведомление от 01.09.2020 N 73609010.
Впоследствии, поскольку рассматриваемый налог в установленный в уведомлении срок уплачен не был, ФНС России обратилась в суд с заявлением о включении ее требования в реестр требований кредиторов должника.
Согласно пункту 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор), на который ссылается ФНС России, при установлении требований по обязательным платежам должно учитываться, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности.
Вместе с тем согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 6 Обзора, в силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
То есть возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен. Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
В данном случае требование ФНС России представляет собой задолженность по уплате транспортного налога за 2019 год, то есть налоговый период истек 31.12.2019.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве установлено, что с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении процедуры реструктуризации долгов срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим.
Применительно к названной норме срок исполнения обязательства по уплате транспортного налога за 2019 год считается наступившим с даты вынесения судом решения от 08.09.2020 о признании Федорца А.Ю. несостоятельным (банкротом) и введении процедуры банкротства - реализации имущества. Таким образом ФНС России была вправе до истечения срока, установленного в уведомление от 01.09.2020 N 73609010, направить соответствующее заявление в суд.
Поскольку сообщение о введении в отношении должника процедуры реализации имущества опубликовано в газете "Коммерсантъ" 19.09.2020, следовательно, датой закрытия реестра является 19.11.2020. Заявление ФНС России направлено в суд 17.12.2020.
В данном случае требование ФНС России не основано на результатах соответствующих процедур выявления задолженности по обязательным платежам, пропуск срока не связан с обеспечением прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности, в связи с чем разъяснения, содержащиеся в пункте 12 Обзора, не подлежат применению.
В связи с названным суды пришли к правильному выводу о пропуске ФНС России срока для обращения с заявлением о включении ее требования в реестр требований кредиторов должника и признали ее требование подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
В данном случае нормы материального права применены судами верно, выводы соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 по делу N А56-25821/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Мирошниченко |
Судьи |
В.В. Мирошниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор), на который ссылается ФНС России, при установлении требований по обязательным платежам должно учитываться, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности.
Вместе с тем согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 6 Обзора, в силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
...
Абзацем вторым пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве установлено, что с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении процедуры реструктуризации долгов срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 сентября 2021 г. N Ф07-11995/21 по делу N А56-25821/2020