09 сентября 2021 г. |
Дело N А42-5007/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Родина Ю.А.,
рассмотрев 08.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации закрытого административно-территориального образования "город Заозерск" Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2021 по делу N А42-5007/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ОСК Северного флота (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации закрытого административно-территориального образования город Заозерск Мурманской области, адрес: 184310, Мурманская обл., г. Заозерск, Школьный пер., д. 1, ОГРН 1025100805091, ИНН 5115300144, (далее - Администрация) по неисполнению требований исполнительного листа ФС N 026911523 от 21.06.2018 по делу N А42-6747/2017, исполнительных листов ФС N 026917325 от 13.12.2018 и ФС N 026918214 от 17.01.2019 по делу N А42-7571/2017 (далее - исполнительные листы).
В качестве способа устранения допущенных нарушений своих прав и законных интересов Учреждение просило обязать Администрацию совершить предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее также - БК РФ) действия по включению суммы задолженности перед Учреждением в бюджет муниципального образования ЗАТО "город Заозерск" в целях исполнения исполнительных листов; обязать Управление экономики и финансов администрации закрытого административно-территориального образования "город Заозерск" Мурманской области (далее - Управление) внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования "ЗАТО г. Заозерск" в целях исполнения вышеуказанных исполнительных листов в полном объеме (с учетом принятого арбитражным судом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ).
Определением арбитражного суда от 26.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Мурманской области (УФК по Мурманской области) (далее также - третье лицо) в лице Отдела N 7.
Решением арбитражного суда от 23.11.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 11.05.2021 апелляционный суд оставил решение от 23.11.2020 без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 23.11.2020 и постановление от 11.05.2021, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Администрации, судами не дана оценка действиям Администрации по погашению задолженности; направление всех средств на исполнение исполнительных листов приведет к нарушениям бюджетного законодательства; внесение изменений в сводную бюджетную роспись Администрации в полном объеме исполнительных листов может привести к нарушению сбалансированности бюджета и допустимого объема дефицита местного бюджета в целом.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Мурманской области от 20.02.2018 по делу N А42-6747/2017 с муниципального казенного учреждения "Служба заказчика" (МКУ "Служба заказчика"), а при недостаточности денежных средств - с муниципального образования ЗАТО "город Заозерск" в лице Администрации за счет казны муниципального образования ЗАТО "город Заозерск" в пользу Учреждения взыскано 30 794 991 руб. 63 коп. задолженности, 3 752 803 руб. 82 коп. пеней, 158 245 руб. судебных расходов, а также пени, исчисленные с 14.02.2018 по дату фактического исполнения основного обязательства.
На основании данного решения Арбитражным судом Мурманской области 21.06.2018 выдан исполнительный лист серии ФС N 026911523.
Администрацией из средств бюджета частично оплачена задолженность по указанному исполнительному листу в размере 1 024 000 руб. (платежные поручения от 19.12.2018 N 506323, от 30.04.2020 N 832584, от 22.06.2020 N 430827).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 22.10.2018 по делу N А42-7571/2017 с муниципального образования ЗАТО "город Заозерск" в лице Администрации за счет казны муниципального образования ЗАТО "город Заозерск" в пользу Учреждения взыскано 60 672 руб. 24 коп. задолженности и 15 206 руб. 04 коп. пеней, а также 2 666 руб. 94 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
На принудительное исполнение указанного решения Арбитражным судом Мурманской области выдан исполнительный лист серии ФС N 026917325 от 13.12.2018.
Дополнительным решением арбитражного суда от 22.11.2018 по делу N А42-7571/2017 удовлетворены исковые требования Учреждения о взыскании с муниципального образования ЗАТО "город Заозерск" в лице Администрации за счет казны муниципального образования ЗАТО "город Заозерск" неустойки на сумму основного долга, составляющую 60 672 руб. 24 коп., исчисленную с 19.10.2018 по день фактической уплаты денежных средств.
На принудительное исполнение данного судебного акта арбитражным судом Учреждению выдан исполнительный лист серии ФС N 029618214 от 17.01.2018.
Задолженность по исполнительным документам, выданным по делу N А42-7571/2017, не погашена.
Полагая незаконным бездействие Администрации, выразившееся в неисполнении исполнительных документов в установленный законодательством срок и невнесении изменений в сводную бюджетную роспись бюджета муниципального образования в целях исполнения исполнительных листов, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, признал заявленные требования законными и обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 16 АПК РФ, статье 7 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов регулируются Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Частью 2 статьи 1 Закона N 229-ФЗ установлено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статьей 65 БК РФ установлено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе местных бюджетов, осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно статье 6 БК РФ расходными обязательствами муниципального образования являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности муниципального образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из местного бюджета.
В соответствии со статьей 69 БК РФ для исполнения бюджетных обязательств в соответствующем бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования, в том числе для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
По смыслу приведенных норм Кодекса при формировании бюджета муниципального образования должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования для исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
На основании пункта 1 статьи 153 БК РФ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 154 БК РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), в том числе финансовые органы, обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают исполнение бюджета и осуществляют иные бюджетные полномочия, определенные данным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии со статьей 215.1 БК РФ исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования, а организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете: в том числе - в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но только в пределах объема бюджетных ассигнований (пункты 1 и 3 статьи 217 БК РФ).
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ (пункт 3 статьи 269 БК РФ).
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1 статьи 242.1 БК РФ).
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Из приведенных норм следует, что утверждение бюджета муниципального образования и внесение в него изменений относится к исключительному ведению представительного органа соответствующего муниципального образования. К полномочиям исполнительно-распорядительных органов муниципального образования отнесены составление проекта бюджета муниципального образования и, соответственно, проектов изменений в бюджет, а также исполнение утвержденного представительным органом бюджета. Непосредственная организация исполнения местного бюджета на основе сводной бюджетной росписи возлагается на финансовый орган муниципального образования.
Следовательно, исполнительно-распорядительные органы муниципального образования обеспечивают исполнение бюджета и в случае необходимости вправе обратиться в представительный орган муниципального образования с предложением о внесении в утвержденный бюджет изменений. Финансовый орган муниципального образования уполномочен вносить изменения в сводную бюджетную роспись, в том числе в случае необходимости исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета.
Как верно отметили суды, по смыслу статьи 217 БК РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О, такие изменения в сводную бюджетную роспись могут быть внесены только в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью, и в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных решением представительного органа об утверждении бюджета именно на указанные цели.
Таким образом, исполнение за счет средств бюджета муниципального образования выданного судом исполнительного документа, поступившего на исполнение в течение текущего финансового года, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов решением представительного органа данного муниципального образования о бюджете на текущий финансовый год.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований для обеспечения исполнения выданного судом исполнительного документа, Администрация, как главный распорядитель и субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должна совершить предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации действия по включению суммы задолженности по исполнительному документу в бюджет: посредством обращения в Управление, как финансовый орган муниципального образования, обеспечить внесение последним необходимых изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете; при невозможности внесения изменений в сводную бюджетную роспись - обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом, а именно, составить проект изменений в бюджет муниципального образования и направить его на рассмотрение в представительный орган муниципального образования.
Суды, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к выводу о том, что Администрацией не предприняты предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступивших в законную силу судебных актов.
Факт наличия неисполненного денежного обязательства перед Учреждением Администрацией и Управлением не оспаривается, равно как и не опровергается отсутствие бюджетных ассигнований для исполнения вышеназванных судебных актов в бюджете и бюджетной росписи, что подтверждает вывод судов о непринятии Администрацией достаточных мер в рамках своих полномочий для надлежащего исполнения исполнительных документов.
Отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств для исполнения предъявленных Учреждением исполнительных листов не может являться основанием для признания бездействия Администрации законным и служить основанием для освобождения последнего от возложенной на него законом обязанности по исполнению судебных актов. Отсутствие денежных средств либо наличие иных материальных ограничений у Администрации не должно ущемлять права Учреждения по получению денежных средств на основании судебных актов.
Вопреки положениям статей 65, 200 АПК РФ Администрацией не доказано, что ею предприняты все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступивших в законную силу судебных актов, конкретных исполнительных документов в рамках имеющихся полномочий, предоставленных, в том числе, статьей 171 и абзацем 5 пункта 3 статьи 217 БК РФ.
Напротив, судами установлено, что действий по своевременному внесению изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Администрацией не совершено, обращений о внесении в нее изменений и изменений в сводные лимиты бюджетных обязательств не направлено, проект решения о внесении изменений в решение о бюджете на 2020, 2021 годы с включением в него соответствующих расходных обязательств для исполнения конкретных исполнительных документов не подготовлен; проект решения "О внесении изменений в Решение Совета Депутатов ЗАТО город Заозерск от 25.12.2020 N 23-4051 "О бюджете ЗАТО город Заозерск Мурманской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" подготовлен после вынесения обжалуемого решения, при этом отсутствуют сведения о том, что запланированное увеличение суммы расходов на 249 644 000 руб. обусловлено исполнением требований названных исполнительных листов.
При указанных обстоятельствах вывод судов о том, что Администрацией допущено бездействие, выразившееся в неисполнение требований судебных актов, что нарушает права и законные интересы Общества, является правомерным.
В рассматриваемом случае суды обоснованно удовлетворили заявленные Учреждением требования и возложили на Администрацию и Управление в целях устранения допущенного нарушения обязанность совершить все предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации действия по включению суммы задолженности по исполнительным листам в бюджет муниципального образования.
Довод Администрации о невозможности перераспределения расходов внутри одного вида, получили правовую оценку судов и обоснованно отклонены с указанием на то, что сами по себе разделы и подразделы бюджета представляют укрупненные единицы группировки по отношению к целевым статьям и видам расходов.
Положения пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 БК РФ предусматривают возможность перераспределения средств на стадии исполнения, а не принятия бюджета, следовательно такое перераспределение возможно не только после внесения изменений в бюджет.
Управлением в данном случае не доказана невозможность перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.) как это предусмотрено нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О.
Доводы подателя кассационной жалобы о невозможности исполнения судебных актов подлежит отклонению в силу их несоответствия нормам статьи 16 АПК РФ (об обязательности исполнения судебных актов всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами) и пунктам 5 и 6 статьи 242.2 БК РФ (при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись).
Доводы подателя кассационной жалобы выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении судебными инстанциями норм материального права.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2021 по делу N А42-5007/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации закрытого административно-территориального образования "город Заозерск" Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 БК РФ предусматривают возможность перераспределения средств на стадии исполнения, а не принятия бюджета, следовательно такое перераспределение возможно не только после внесения изменений в бюджет.
Управлением в данном случае не доказана невозможность перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.) как это предусмотрено нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О.
Доводы подателя кассационной жалобы о невозможности исполнения судебных актов подлежит отклонению в силу их несоответствия нормам статьи 16 АПК РФ (об обязательности исполнения судебных актов всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами) и пунктам 5 и 6 статьи 242.2 БК РФ (при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 сентября 2021 г. N Ф07-10338/21 по делу N А42-5007/2020