20 сентября 2021 г. |
Дело N А42-9205/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
рассмотрев 20.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А42-9205/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Электротранспорт города Мурманска", адрес: 183034, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 49, ОГРН 1085190015514, ИНН 5190193597 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, адрес: 183032, г. Мурманск, Гвардейская ул., д. 21, ОГРН 1065190060650, ИНН 5190148202 (далее - Министерство транспорта), 11 301 756 руб. 55 коп. в счет возмещения убытков в виде недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету в апреле-сентябре 2020 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Мурманской области (далее - Министерство финансов), Муниципальное образование города Мурманска в лице Администрации города Мурманска (далее - Администрация), Комитет по тарифному регулированию Мурманской области. и Комитет по развитию городского хозяйства Администрации города Мурманска.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 24.02.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство транспорта, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы указывает, что заявленные к возмещению убытки представляют собой межтарифную разницу между установленными Администрацией регулируемым экономически обоснованным тарифом для перевозчика (37,49 руб.), и тарифом для населения, учитывающим предоставленные льготы и рассчитанным из действующего тарифа с учетом индекса потребительских цен на платные услуги населению (33 руб.). Включение в сумму исковых требований возмещения межтарифной разницы, по мнению заявителя, противоречит действующему законодательству. Министерство транспорта полагает, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку межтарифная разница должна возмещаться за счет средств бюджета города Мурманска. Кроме того, податель жалобы ссылается на непринятие Обществом мер по соблюдению порядка возмещения недополученных доходов, а также, что истец предвидел возникновение убытков и сознательно их допустил.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что между Комитетом по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (после замены стороны в договоре - Администрацией) и Обществом заключен договор от 01.01.2009 N 01/09 на перевозку пассажиров транспортом общего пользования (троллейбус) на городских регулярных маршрутах по установленным Правительством Мурманской области тарифам на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством (далее - договор N 01/09).
На основании договоров Общество осуществляло перевозку пассажиров и багажа по городским регулярным троллейбусным и автобусным маршрутам согласно утвержденным паспортам, схемам маршрутов и расписанию.
Общество (получатель) и Министерство транспорта (главный распорядитель средств областного бюджета) заключили договор от 16.01.2020 N 1-ЕСПБ (далее - договор N1-ЕСПБ), предметом которого являлось предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов получателя в связи с предоставлением отдельным категориям граждан права льготного проезда по единому социальному проездному билету на территории Мурманской области (пункт 1.1 договора N1-ЕСПБ).
Согласно пункту 3.1 договора N 1-ЕСПБ субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов перевозчикам в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету на территории Мурманской области (утвержден постановлением Правительства Мурманской области от 01.09.2008 N 410-ПП (далее - Порядок N 410-ПП).
Субсидия предоставляется на цели, указанные в разделе 1 договора, при представлении получателем главному распорядителю средств областного бюджета документов, подтверждающих соответствие получателя требованиям, установленным Порядком предоставления субсидии, определенным в приложении N 1 к договору, и документов, подтверждающих факт произведенных получателем недополученных доходов, на возмещение которых предоставляется субсидия (счет и отчет ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным).
В пункте 3.3 договора N 1-ЕСПБ предусмотрено, что ответчик перечисляет субсидию на счет истца не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем средств областного бюджета решения о перечислении получателю субсидии по результатам рассмотрения документов, перечень которых указан в пункте 3.1.2.2 договора.
Общество письмами от 08.05.2020 N 929/10, от 04.06.2020 N 1161/10, от 07.07.2020 N 1383/10, от 06.08.2020 N 1598/10, от 07.09.2020 N 1820/10, от 07.10.2020 N 2093/10 направило Министерству транспорта документы на предоставление субсидии за период апрель - сентябрь 2020 года, согласно которым объем недополученных доходов за указанный период составил 49 228 491 руб. 55 коп.
Платежными поручениями в период с 01.04.2020 по 19.10.2020 Министерство транспорта перечислило Обществу 37 926 735 руб. Таким образом, недополученная сумма за спорный период составила 11 301 756 руб. 55 коп.
Ссылаясь на то, что за счет средств бюджета Мурманской области недополученные доходы полностью не компенсированы, сумма убытка составила 11 301 756 руб. 55 коп., а соответствующая претензия оставлена без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
На территории Мурманской области отношения в указанной сфере, а также регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа в целях создания условий по обеспечению качественных, безопасных, доступных и регулярных перевозок пассажиров и багажа регламентированы Законом Мурманской области от 13.07.2009 N 1133-01-ЗМО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области" (далее - Закон N 1133-01-ЗМО).
Согласно пунктам 17 и 18 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Закона N 220-ФЗ).
В данном случае согласно статье 6.2 Закона N 1133-01-ЗМО органы местного самоуправления муниципального образования город Мурманск наделены отдельными государственными полномочиями Мурманской области по установлению регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования.
Постановлением Администрации от 29.10.2019 N 3757 установлен регулируемый тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск для Общества на 2020 год в размере 37,49 руб.
Также постановлением Администрации от 19.11.2019 N 3860 определен тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в размере 33 руб. за одну перевозку пассажира, провоз одного места багажа.
При этом на территории Мурманской области постановлением Правительства Мурманской области от 21.01.2005 N 10-ПП (далее - Постановление N 10-ПП) организован проезд отдельных категорий граждан, перечень которых утвержден постановлением Правительства Мурманской области от 13.07.2005 N 275-ПП, по единому социальному проездному билету на автомобильном транспорте и электротранспорте общего пользования городского и пригородного сообщения. Право льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету предоставляется на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам; на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23) организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законами льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
В силу пункта 1.5 Порядка N 410-ПП перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров автомобильным и электрическим транспортом общего пользования, при условии обеспечения перевозок льготных категорий граждан, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 названного Порядка, по единым социальным проездным билетам имеют право на получение субсидии. Главным распорядителем как получателем средств областного бюджета, выделяемых на предоставление субсидий перевозчику, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области (далее - распорядитель).
Законом Мурманской области от 17.12.2019 N 2334-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров предоставляются за счет бюджетных ассигнований, выделенных на финансовое обеспечение реализации государственных программ Мурманской области, в случаях согласно приложению N 14 к названному Закону и в порядке, устанавливаемом Правительством Мурманской области. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются в пределах предусмотренных настоящим Законом бюджетных ассигнований главных распорядителей средств областного бюджета, осуществляющих функции в соответствующей сфере деятельности, в том числе на компенсацию разницы стоимости полного и льготного единого социального проездного билета в целях обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
Согласно пункту 1.2 Порядка N 410-ПП предоставление субсидий осуществляется в целях возмещения перевозчику недополученных доходов в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка.
Пунктом 2.6 Порядка N 410-ПП предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется на основании договора, заключенного между распорядителем и перевозчиком в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Мурманской области.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что такой договор сторонами заключен, все обязательные условия предоставления субсидий выполнены перевозчиком, и распорядителем получены документы, необходимые для ее перечисления.
Вместе с тем из общего размера недополученного дохода за апрель-сентябрь 2020 года 49 228 491 руб. 55 коп. Министерство транспорта перечислило Обществу 37 926 735 руб., соответственно, разница за указанный период составила 11 301 756 руб. 55 коп.
Возражая против возмещения разницы, Министерство транспорта ссылалось на необоснованность размера убытков, а также указало, что Мурманская область не должна компенсировать недополученный истцом доход, в связи с чем иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Удовлетворяя требования истца, суды правомерно исходили из того, что объем субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету определяется по формуле, приведенной в подпункте 2.5 пункта 2 Порядка N 410-ПП.
Постановлением Правительства Мурманской области от 25.02.2019 N 89-ПП в подпункт 2.5 пункта 2 Порядка N 410-ПП внесены изменения в эту формулу.
В результате принятия постановления от 25.02.2019 N 89-ПП Обществу были причинены убытки в виде реального ущерба с каждой поездки в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету в спорном периоде.
В рассматриваемый период (апрель - сентябрь 2020 года) граждане-потребители услуги реализовали право льготного проезда, провоза багажа на основании единого социального проездного билета, совершив 2 517 095 поездок, что подтверждается данными автоматизированной системы учета и оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа.
Убытки возникли из-за разницы между полной стоимостью проезда (экономически обоснованным тарифом) в размере 37,49 руб. и примененной Министерством транспорта для расчета субсидии провозной платой по регулируемому тарифу (платой, взимаемой перевозчиком с пассажира за разовую поездку, провоз багажа) в размере 33 руб.
Судебные инстанции указали, что финансирование льготного проезда граждан по единому социальному проездному билету является расходным обязательством публично-правового образования Мурманская область, которое, являясь лицом, установившим Постановлением N 10-ПП право на льготный проезд по таким билетам, должно компенсировать Обществу недополученный им доход в виде разницы между экономически обоснованным тарифом на перевозку и провозной платой, взимаемой с пассажиров, которая уменьшена на сумму предоставленных им льгот.
В настоящем деле убытки у истца возникли в результате изменения формулы расчета субсидии, что не исключает возможности полной компенсации потерь доходов перевозчика. По мнению судов, предложенный Обществом расчет недополученных доходов является правильным, поскольку экономически обоснованный тариф на перевозки пассажиров установлен для истца постановлением Администрации от 29.10.2019 N 3757.
Суды обоснованно посчитали, что у Министерства транспорта не имелось оснований для возмещения истцу недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету исходя из размера провозной платы по регулируемому тарифу, установленной постановлением Администрации от 19.11.2019 N 3860, поскольку реальный ущерб возник в связи с предоставлением Обществом льготы, установленной Постановлением N 10-ПП, то есть нормативным актом Мурманской области.
В соответствии с пунктом 19 Постановления N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Из положений статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона N 1133-01-ЗМО, Порядка N 410-ПП, Постановления N 10-ПП, а также упомянутых разъяснений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, что обязательство по возмещению перевозчику недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету возникло у Мурманской области, к расходным обязательствам которой отнесено финансирование льготного проезда граждан по единому социальному проездному билету.
Следовательно, именно лицо, установившее право на льготный проезд по таким билетам должно компенсировать Обществу недополученный доход в виде разницы между экономически обоснованным тарифом на перевозку пассажиров, багажа и провозной платой взимаемой с пассажиров, которая уменьшена на сумму предоставленных им льгот.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов субъекта Российской Федерации или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику или противоречат действующему законодательству, не имеется.
Ссылки заявителя на непринятие Обществом мер по соблюдению порядка возмещения недополученных доходов, а также, на то, что истец предвидел возникновение убытков и сознательно допустил таковое, опровергаются установленными по делу обстоятельствами.
Суды также обоснованно указали, что изменение Правительством Мурманской области формулы расчета объема субсидии не исключает возможность полной компенсации потерь доходов Общества, поскольку иной подход противоречит требованию закона о полном возмещении затрат и недополученных доходов лица, предоставившего услугу ниже экономически обоснованного тарифа при осуществлении регулируемого вида деятельности.
Несогласие Министерства транспорта с установленными по делу обстоятельствами и произведенной судами оценкой доказательств не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права к конкретным обстоятельствам дела или нарушении ими норм процессуального права, не опровергают выводы судов и не подтверждают, что суды первой и апелляционной инстанций неполно и необъективно исследовали все имеющиеся в деле доказательства. Оснований для иной оценки доказательств, ставших предметом исследования судов, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного суд округа не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А42-9205/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.