07 октября 2021 г. |
Дело N А05-14249/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Бобарыкиной О.А., Щуриновой С.Ю.,
при участии от государственного бюджетного учреждения Архангельской области "Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных" Стениной Е.А. (доверенность от 01.12.2020), от администрации Мирного Глоба О.А. (доверенность от 29.12.2020),
рассмотрев 07.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Мирного на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 по делу N А05-14249/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных", адрес: 164262, Архангельская обл., рабочий поселок Плесецк, Партизанская улица, дом 41, ОГРН 1042902400210, ИНН 2920009488 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации Мирного, адрес: 164171, Архангельская область, город Мирный, улица Ленина, дом 33, ОГРН 1022901468116, ИНН 2925001316 (далее - Администрация), о взыскании 221 720 руб. 98 коп. неосновательного обогащения в виде расходов по содержанию безнадзорных животных за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, а также 30 000 руб. расходов, связанных с оплатой услуг представителя.
Решением суда первой инстанции от 18.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.06.2021, исковые требования удовлетворены частично; с Администрации в пользу Учреждения взыскано 215 321 руб. 08 коп. неосновательного обогащения, а также 36 355 руб. судебных расходов. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Администрация ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в иске.
Как указывает податель жалобы, Учреждение действовало в интересах муниципального образования по содержанию животных без владельцев, без поручения и без согласия заинтересованного лица, продолжая содержать животных по истечению шестимесячного срока, предусмотренного законом. Администрация действий Учреждения по содержанию животных по истечению шестимесячного срока ни в письменной, ни в устной форме не одобряло. Учреждение не уведомляло Администрацию о том, что действуя в ее интересах, не передавало отловленных животных в приюты, а продолжало их содержать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Учреждение, учредителем которого в соответствии с положениями Устава является Архангельская область в лице инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области, осуществляет организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В период с 01.01.2019 по 31.12.2019 согласно карточкам N 44/18, 45/18, 46/18, 47/18, 51/18, 52/18, 53/18, 54/18, 58/18, 6/18, 63/18, 64/18, 65/18, 71/18, 36/19, 37/19, 38/19, 46/19, 120/19, 127/19, 134/19, 135/19, 149/19, 150/19, 151/19, 152/19, 153/19 у Учреждения на содержании находилось 27 животных, которые должны были быть приняты в муниципальную собственность.
Сумма издержек по содержанию данных животных составила 221 720 руб. 98 коп.
Поскольку Администрация оплату по содержанию животных не произвела, Учреждение направило в ее адрес претензию от 05.10.2020 N 235 с требованием погасить образовавшуюся задолженность. Оставление претензии без удовлетворения, послужило основанием для Общества обратиться в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования частично.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 137 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В соответствии со статьями 230 - 232 ГК РФ лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления. Лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости.
Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорного домашнего животного их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержащегося у него животных они поступает в муниципальную собственность и используется в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
В силу подпункта 82 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
Порядок отлова, учета, транспортировки, содержания и использования безнадзорных животных на территории Архангельской области утвержден постановлением правительства Архангельской области от 12.12.2012 N 572-пп (далее - Порядок N 572-пп.).
Согласно пункту 4 Порядка N 572-пп учет и использование животных без владельцев осуществляют государственные учреждения Архангельской области, подведомственные инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области. Отлов, транспортировку и содержание животных без владельцев осуществляют государственные учреждения самостоятельно и (или) с привлечением на договорной основе юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 572-ПП, организация по отлову животные без владельцев, осуществившая отлов животного без владельцев, обязана возвратить его владельцу, а если владелец такого животного или место его пребывания не известны - представить не позднее трех дней с момента задержания информацию об обнаруженном животном без владельцев в подразделение полиции или в орган местного самоуправления городского округа или поселения Архангельской области, которые принимают меры к розыску владельца.
Пунктом 12 Порядка N 572-пп установлено, что работники организации по отлову животных без владельцев доставляют отловленных животных без владельцев в специальное отведенное помещение для содержания животных без владельцев (пункт временного содержания), где такие животные подлежат клиническому осмотру работником государственной ветеринарной службы Архангельской области в день отлова с целью выявления заразных и иных заболеваний.
Отловленные животные без владельцев подлежат учету в день отлова. На каждое отловленное животное, доставленное в пункт временного содержания, оформляется карточка учета. Учет животных без владельцев ведется по форме реестра по учету животных без владельцев (пункт 14 Порядка N 572-пп).
В силу пункта 22 Порядка N 572-пп отловленные животные без владельцев содержатся в пункте временного содержания в течение 6 месяцев.
Согласно пункту 31 Порядка N 572-пп формами использования животных без владельцев являются: возврат животного их владельцам; уничтожение и утилизация животных без владельцев; передача в муниципальную собственность.
Таким образом, в соответствии с пунктом 31 Порядка N 572-пп одной из форм использования животных без владельцев является передача их в муниципальную собственность. Животные без владельцев, не возвращенные их владельцам, не подлежащие уничтожению и утилизации, передаются в муниципальную собственность муниципального образования Архангельской области, на территории которого отловлено животное (пункт 39 Порядка N 572-пп).
Как установлено судами в период с июля 2018 года по декабрь 2019 года в организацию по отлову безнадзорных животных поступило 27 животных, на которых оформлены карточки учета N 44/18, 45/18, 46/18, 47/18, 51/18, 52/18, 53/18, 54/18, 58/18, 6/18, 63/18, 64/18, 65/18, 71/18, 36/19, 37/19, 38/19, 46/19, 120/19, 127/19, 134/19, 135/19, 149/19, 150/19, 151/19, 152/19, 153/19. В отношении 14 животных в 2019 году наступил срок для поступления их в муниципальную собственность.
На письменные обращения Учреждения от 11.09.2019 N 177, от 11.09.2019 N 178, от 27.03.2020 N 78 о принятии в муниципальную собственность находящихся в пункте временного содержания животных Администрация ответила отказом.
Издержки на содержание данных животных за период по истечении 6-месячного срока, предусмотренного для передачи в муниципальную собственность, до 31.12.2019 Администрацией не возмещены.
Таким образом, как верно указано судами и с учетом положений статьи 210 ГК РФ, муниципальное образование, будучи собственником спорного имущества, которое при отсутствии каких-либо правовых оснований находилось у Учреждения по истечении 6-месячного срока для передержки, должно исполнить обязанности собственника, приняв надлежащие меры по содержанию этого имущества.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Администрация, которая по истечении 6-месячного срока содержания безнадзорных животных в пунктах временного пребывания должна была принять имущество в муниципальную собственность, от такого принятия уклонилась, равно как уклонилась и от содержания таких животных и несения затрат в самостоятельном порядке, тем самым сберегла за счет учреждения денежные средства, которые она должна была бы потратить при надлежащем содержании спорного имущества.
Стоимость услуг по содержанию животных определена Учреждением исходя из норматива содержания, утвержденного распоряжением инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области "Об утверждении средней стоимости единиц услуг по осуществлению отлова, учета, транспортировки, содержания и использования безнадзорных животных на территории Архангельской области" от 29.12.2018 N 387-рв, который установлен в размере 71 руб. 11 коп. в день.
Администрация в кассационной жалобе ссылается на то, что животные, на которых оформлены карточки учета N 44/18, 46/18, 47/18, 51/18, 52/18, 53/18, 54/18, отловлены на территории воинской части (учебного центра), находящейся за пределами городской черты города Мирного.
Между тем, из Устава городского округа Архангельской области "Мирный" следует, что муниципальное образование "Мирный" в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Архангельской области наделено статусом городского округа. Полное наименование муниципального образования - городской округ Архангельской области "Мирный", сокращенное наименование - Мирный. В границы Мирного входит территория закрытого административно-территориального образования - города Мирного. Городской округ Архангельской области "Мирный" граничит с муниципальными образованиями: "Виноградовский муниципальный район Архангельской области", "Плесецкий муниципальный район Архангельской области" и "Холмогорский муниципальный район Архангельской области".
Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Мирного является местная администрация, имеющая наименование - администрация Мирного.
Таким образом, в границы городского округа Архангельской области "Мирный" входит вся территория закрытого административно-территориального образования - города Мирного.
При этом воинская часть 22994 (учебный центр), на которую сослалась Администрация в утверждение того, что животные отловлены именно на ее территории, имеет адрес: 164170, Архангельская область, г. Мирный-12. Доказательств того, что она расположена на территории, граничащих с Мирным муниципальных образований, в материалах дела не имеется.
Довод Администрации о том, что Учреждение действовало без согласия заинтересованного лица, продолжая содержать животных по истечении 6-месячного срока содержания безнадзорных животных в пунктах временного пребывания, обоснованно отклонены судами как противоречащий вышеприведенным положениям статей 230, 231 ГК РФ, Порядка N 572-пп. По смыслу пункта 1 статьи 231 ГК РФ при указанном в абзаце втором данной нормы юридическом фактическом составе животные поступают в муниципальную собственность вне зависимости от воли и волеизъявления муниципального образования.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу об удовлетворении требований в размере 215 321 руб. 08 коп.
Доводов о несогласии с судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований и о несогласии с выводами судов в части удовлетворения требований о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя подателем кассационная жалоба не содержит.
Доводы подателя жалобы, иное толкование им действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 по делу N А05-14249/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Мирного - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Издержки на содержание данных животных за период по истечении 6-месячного срока, предусмотренного для передачи в муниципальную собственность, до 31.12.2019 Администрацией не возмещены.
Таким образом, как верно указано судами и с учетом положений статьи 210 ГК РФ, муниципальное образование, будучи собственником спорного имущества, которое при отсутствии каких-либо правовых оснований находилось у Учреждения по истечении 6-месячного срока для передержки, должно исполнить обязанности собственника, приняв надлежащие меры по содержанию этого имущества.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
...
Довод Администрации о том, что Учреждение действовало без согласия заинтересованного лица, продолжая содержать животных по истечении 6-месячного срока содержания безнадзорных животных в пунктах временного пребывания, обоснованно отклонены судами как противоречащий вышеприведенным положениям статей 230, 231 ГК РФ, Порядка N 572-пп. По смыслу пункта 1 статьи 231 ГК РФ при указанном в абзаце втором данной нормы юридическом фактическом составе животные поступают в муниципальную собственность вне зависимости от воли и волеизъявления муниципального образования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 октября 2021 г. N Ф07-14178/21 по делу N А05-14249/2020