15 октября 2021 г. |
Дело N А05-12787/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 11.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 по делу N А05-12787/2020,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Лесозавод 25", адрес: 163025, г. Архангельск, ул. Постышева, д. 26, ОГРН 1022900521071, ИНН 2928001265 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д.18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), об урегулировании разногласий, возникших при заключении соглашения от 10.02.2020 о внесении изменений и дополнений N 2 в договор от 19.04.2018 N 2170 аренды лесного участка, предоставленного для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, путем понуждения ответчика заключить с истцом названное соглашение в части пункта 1.1, абзаца 7, таблицы и абзаца 13 приложения 4 в пункте 1.2, пункта 2.1 в редакции истца (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 01.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.06.2021, разногласия урегулированы на следующих условиях:
"Пункт 1.1 соглашения изложить в редакции ответчика:
"Пункты 6, 7 Договора изложить в следующей редакции:
6. Арендная плата по настоящему Договору составляет 711 569,16 руб. в год, в том числе вносимая в федеральный бюджет - 517 327,49 руб. в год.
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.
Расчет арендной платы для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, приводится в приложении N 4 к настоящему Договору.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
7. Начисление арендной платы осуществляется с даты заключения настоящего Договора, в соответствии с пунктом 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".".
Абзац 7 Приложения N 4 в пункте 1.2 соглашения изложить в следующей редакции:
"В течение 5 (пяти) лет с даты распоряжения министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 01.04.2019 N 345р "О завершении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов закрытого акционерного общества "Лесозавод 25" "Строительство лесопильно-деревообрабатывающего комплекса в Маймаксанском округе г. Архангельска ул. Родионова 25" (с 01.04.2019 по 31.03.2024) при определении минимального размера арендной платы, к сложившейся ставке платы за единицу объема лесных ресурсов (объема лесопользования), применяется понижающий коэффициент - 0,5, в соответствии с требованиями пункта 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Таблицу Приложения N 4 в пункте 1.2 соглашения изложить в редакции ответчика:
Наименование показателя
Объем лесопользования, м(3)
Итого арендная плата, руб.
Примечание
Арендная плата, всего
6 500
711 569,16
минимальный размер
517 327,49
превышающий размер
194 241,67
в.т.ч.: Сплошные рубки
6 500
711 569,16
минимальный размер
517 327,49
превышающий размер
194 241,67
в.т.ч.: Выборочные рубки
-
-
минимальный размер
-
превышающий размер
-
Арендная плата для объема лесных ресурсов, подлежащих переработке
Арендная плата, всего
1 674
164 160,81
минимальный размер
164 160,81
превышающий размер
-
в.т.ч.: Сплошные рубки
1 674
164 160,81
минимальный размер
164 160,81
превышающий размер
-
в.т.ч.: Выборочные рубки
-
-
минимальный размер
-
превышающий размер
-
Арендная плата для объема лесных ресурсов, не подлежащих переработке
Арендная плата, всего
4 826
547 408,35
минимальный размер
353 166,68
превышающий размер
194 241,67
в.т.ч.: Сплошные рубки
4 826
547 408,35
минимальный размер
353 166,68
превышающий размер
194 241,67
в.т.ч.: Выборочные рубки
-
-
минимальный размер
-
превышающий размер
-
Абзац 13 Приложения N 4 в пункте 1.2 соглашения изложить в редакции ответчика:
"Ставки платы до периода применения коэффициента 0,5 и после:
Ставка платы 1 м(3) по сплошным рубкам - 104,84 руб. (без учета коэффициента 0,5).
Ставки платы в период применения коэффициента 0,5:
Ставка платы 1 м(3) по сплошным рубкам для объема, подлежащего переработке - 196,13 руб. * 0,5;
Ставка платы 1 м(3) по сплошным рубкам для объема, не подлежащего переработке - 73,18 руб.
Ставки рассчитаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и коэффициента - 2,38, в соответствии с постановлением Правительства от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", пункт 1".
Пункт 2.1 соглашения исключить".
В кассационной жалобе Министерство просит отменить состоявшиеся судебные акты в части урегулирования разногласий по абзацу 7 Приложения N 4 пункта 1.2 Соглашения, вынести в этой части требований новый судебный акт, которым урегулировать разногласия в данной части в редакции Министерства.
Министерство ссылается, что четкого момента исчисления понижающего коэффициента не установлено, именно Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) полномочно принять решение о завершении инвестиционного проекта. Редакция, предложенная Министерством, не ухудшает права Общества.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением Министерства от 18.05.2017 N 745р утверждена заявка Общества на реализацию инвестиционного проекта "Строительство лесопильно-деревообрабатывающего комплекса в Маймаксанском округе г. Архангельска ул. Родионова 25", претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов, со следующими параметрами инвестиционного проекта: общий объем инвестиций 4199,1 млн. руб.; срок реализации инвестиционного проекта - с 2015 по 2018 годы, срок окупаемости инвестиционного проекта - 10 лет.
Указанным распоряжением также утвержден перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков.
Приказом Минпромторга России от 05.07.2017 N 2150 инвестиционный проект Общества включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Распоряжением Министерства от 17.03.2020 N 273р изложенный в распоряжении от 18.05.2017 N 745р перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков изложены в новой редакции. Графиком предусматривается ежеквартальное заключение в период с 2-го квартала 2018 года по 1-й квартал 2025 года договоров аренды лесных участков общей площадью 2 434 652,9 га с общим ежегодным объемом использования лесов 2077,9 тыс. куб. м.
В соответствии с указанным графиком 19.04.2018 Министерством и Обществом заключен договор N 2170 аренды лесного участка, предоставленного для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов (в редакции соглашения о внесении изменений и дополнений от 27.07.2018 N 1), по которому Обществу предоставлен во временное пользование сроком на 49 лет в целях заготовки древесины лесной участок площадью 17341,5313 га (по данным государственного лесного реестра - 17330 га), местоположение: Архангельская обл., Плесецкий р-н, Приозерное лесничество, Лелемское участковое лесничество (участок: Лелемское) - кв. 10, 11, 13-17, 21, 24 - 29, 32 - 35, 49 - 51, кадастровый номер 29:15:000000:4595.
В связи с изданием Минпромторгом России приказа от 19.06.2019 N 2116 о завершении инвестиционного проекта Общества, изменением положений постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), связанных определением размера арендной платы, Министерство направило в адрес Общества проект соглашения о внесении изменений и дополнений от 10.02.2020 N 2 в договор аренды лесного участка (далее - Соглашение).
Общество подписало Соглашение с протоколом разногласий от 17.03.2020, в котором предложило свою редакцию пункта 1.1, абзаца 7, таблицы и абзаца 13 приложения N 4 в пункте 1.2, а также пункта 2.1.
Министерство с предложенными Обществом условиями не согласилось, в протоколе урегулирования разногласий от 13.04.2020 изложило спорные положения договора в первоначально предложенной им редакции.
Указанные обстоятельства послужили для Общества основанием для обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора. В обжалуемой Министерством части требований (абзац 7 Приложения N 4 в пункте 1.2 Соглашения) суд решил, что понижающий коэффициент 0,5 подлежит применению в течение 5 лет с даты распоряжения Министерства от 01.04.2019 N 345р "О завершении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов закрытого акционерного общества "Лесозавод 25" "Строительство лесопильно-деревообрабатывающего комплекса в Маймаксанском округе г. Архангельска ул. Родионова 25" (с 01.04.2019 по 31.03.2024), поскольку приняв представленные Обществом документы (в том числе акты о вводе в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей от 30.11.2018) и издав названное распоряжение от 01.04.2019 N 345р, Министерство фактически приняло представленные Обществом акты о вводе объектов в эксплуатацию.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Пунктом 1(1) Постановления N 310 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 N 537, действовавшей на момент включения инвестиционного проекта Общества в перечень приоритетных инвестиционных проектов) было установлено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, применяется коэффициент 0,5 к утвержденным этим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта.
Пунктом 1(1) Постановления N 310 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190, действующей с 08.03.2018) предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, применяется понижающий коэффициент 0,5 к утвержденным тем же постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в течение: 3 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не более 750 млн. рублей; 5 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 750 млн. рублей, но не более 5 млрд. рублей; 7 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 5 млрд. рублей, но не более 20 млрд. рублей; 10 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью более 20 млрд. рублей.
Согласно пункту 1(1) Постановления N 310 (в указанной выше редакции) срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода. Начисление арендной платы в полном объеме (с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) осуществляется до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, а также по окончании периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5.
Суды пришли к выводу, что к договору аренды подлежат применению положения Постановления N 310 в редакции Постановления N 190.
Судами установлено, что согласно распоряжению Министерства от 18.05.2017 N 745р об утверждении заявки Общества на реализацию инвестиционного проекта общий объем инвестиций по проекту составляет 4199,1 млн. руб. Следовательно применятся 5-летний срок использования понижающего коэффициента 0,5.
Судами двух инстанций также установлено, что согласно пояснениям и документам Общества лесоперерабатывающие мощности, инвестирование в которые производилось по проекту, введены в эксплуатацию 30.11.2018 по соответствующим актам ввода.
Разногласия между Министерством и Обществом возникли, в том числе, относительно периода применения коэффициента 0,5 к размеру арендной платы для объема лесных ресурсов, подлежащих переработке.
Министерство настаивает на том, что началом применения коэффициента 0,5 следует считать дату издания приказа Минпромторга России от 19.06.2019 N 2116, которым инвестиционный проект Общества признан завершенным.
Между тем исчисление срока применения коэффициента 0,5 с указанной даты противоречит положениям пункта 1(1) Постановления N 310, согласно которым срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В рассматриваемой части судебные акты в кассационном порядке Обществом не оспариваются.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 по делу N А05-12787/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1(1) Постановления N 310 (в указанной выше редакции) срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода. Начисление арендной платы в полном объеме (с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) осуществляется до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, а также по окончании периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5.
Суды пришли к выводу, что к договору аренды подлежат применению положения Постановления N 310 в редакции Постановления N 190.
...
Министерство настаивает на том, что началом применения коэффициента 0,5 следует считать дату издания приказа Минпромторга России от 19.06.2019 N 2116, которым инвестиционный проект Общества признан завершенным.
Между тем исчисление срока применения коэффициента 0,5 с указанной даты противоречит положениям пункта 1(1) Постановления N 310, согласно которым срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода.
...
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 по делу N А05-12787/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 октября 2021 г. N Ф07-3746/21 по делу N А05-12787/2020