18 октября 2021 г. |
Дело N А56-67979/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Колесниковой С.Г., судей Зарочинцевой Е.В., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 11.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Управления ФНС России по Санкт-Петербургу на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по делу N А56-67979/2019,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2019 принято заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу, возбуждено производство по делу о признании несостоятельным (банкротом) акционерного общества "ВИСКО" (далее - АО "ВИСКО"), адрес: 197374, Санкт-Петербург, ул. Оптиков, д. 4, лит. А, пом. 6-Н, N 287, ОГРН 1027807562210, ИНН 7813059155.
Определением суда от 05.03.2020 в отношении АО "ВИСКО" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Мамаев Георгий Вячеславович.
Решением суда от 22.09.2020 должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего должника возложено на временного управляющего Мамаева Георгия Вячеславовича.
Определением суда от 04.12.2020 конкурсным управляющим должника утвержден Козырев Сергей Михайлович.
В рамках данного дела о несостоятельности (банкротстве) конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением об установлении приоритетного погашения текущих требований по оплате расходов на формирование и сдачу на государственное хранение документов личного состава должника, а также расходов на оплату всех необходимых платежей и пошлин за прием фонда и документов на государственное хранение в Центральный государственный архив документов по личному составу ликвидированных государственный предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга (далее - Архив) в размере, установленном прейскурантом на момент фактической передачи документов на хранение, преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам.
Определением суда от 28.04.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021, заявление Козырева С.М. удовлетворено, установлено приоритетное погашение текущих требований по оплате расходов на формирование и сдачу на государственное хранение документов личного состава АО "ВИСКО" в размере 621 500 руб., а также расходов на оплату всех необходимых платежей и пошлин за прием документов на государственное хранение в Архив в размере, установленном прейскурантом на момент фактической передачи документов на хранение, преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам.
В кассационной жалобе Федеральная налоговая служба, место нахождения: 127381, Москва, Неглинная ул., д. 23, ОГРН 1047707030513 (далее - ФНС), в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные определение и постановление, отклонить требования конкурсного управляющего.
По мнению подателя жалобы, конкурсным управляющим не доказано, что изменением очередности не будут причинены убытки уполномоченному органу, необходимость отступления от очередности исполнения текущих обязательств и возможность ее восстановления; остается неопределенным период, на который испрашивается отступление от предусмотренной законом очередности удовлетворения требований.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий Козырев С.М. просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили.
Законность определения от 28.04.2021 и постановления от 12.07.2021 проверена в кассационном порядке в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами, у должника имеется непогашенная текущая задолженность по уплате НДФЛ в размере 8 175 638 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по выплате страховой части пенсии в размере 12 851 635,90 руб.
В части 2 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установлена очередность погашения текущих платежей:
- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;
- в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
- в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);
- в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Как следует из разъяснений, изложенных абзаце третьем пункта 40.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального Закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "О несостоятельности (банкротстве)", отступление арбитражным управляющим от очередности, предусмотренной частью 2 статьи 134 Закона о банкротстве, может быть признано судом законным, если это необходимо исходя из целей соответствующей процедуры банкротства, в том числе для недопущения гибели или порчи имущества должника либо предотвращения увольнения работников должника по их инициативе.
В результате анализа и оценки исследованных в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, суды пришли к выводу о том, что у конкурсного управляющего должника имеются основания для отступления от очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам в части текущих обязательств. Суды исходили из того, что в соответствии с требованием части 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального Закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон об архивном деле) установлена обязанность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренных частью 3 статьи 6 и частями 1 и 1.1 статьи 23 указанного закона. Частью 1 и 2 статьи 22.1 настоящего закона установлены следующие сроки хранения: документы по личному составу, законченные делопроизводством до 01.01.2003 - 75 лет, документы по личному составу, законченные делопроизводством после 01.01.2003 - 50 лет.
Согласно части 10 статьи 23 Закона об архивном деле при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного Фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
При правильном применении норм права суды заключили, что у должника имеется предусмотренная законом обязанность по проведению мероприятий по упорядочиванию документов личного состава должника, включению в них лицевых счетов работников, проведению экспертизы ценности документов, оформлению дел, описей, листов заверителей, сопроводительных документов для прохождения комиссии описей Архива. Согласно данным коммерческих предложений, предоставленных в материалы дела конкурсным управляющим и получившим оценку судов, стоимость услуг варьируется от 621 500 руб. до 936 000 руб.
Удовлетворяя заявление конкурсного управляющего, суды учли факт наличия непогашенной текущей задолженности по уплате налога на доходы физических лиц в размере 8 175 638 руб. и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по выплате страховой части пенсии в размере 12 851 635 руб. 90 коп.
Доводы подателя кассационной жалобы о необходимости установления временных рамок и длительности периода отступления от очередности обоснованно отклонены судами, поскольку означенные платежи и пошлины за прием документов на государственное хранение в Архив фактически носят единовременный характер.
Доводы ФНС о недоказанности конкурсным управляющим наличия оснований, предусмотренных статьей 20.7 Закона о банкротстве, для привлечения сторонних лиц для оказания услуг, проверены и мотивированно отклонены судам апелляционной инстанции, поскольку принятое ценовое предложение подразумевает исполнение субъектом, имеющим надлежащую квалификацию (листы дела 7 - 16, 19 - 20), а арбитражный управляющий не обязан обладать такими знаниями и навыками (по упорядочиванию документов личного состава должника, включению в них лицевых счетов работников, проведению экспертизы ценности документов, оформлению дел, описей, листов заверителей, сопроводительных документов для прохождения комиссии описей Архив).
С учетом изложенного правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с приведенными в кассационной жалобе доводами не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по делу N А56-67979/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Управления ФНС России по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Г. Колесникова |
Судьи |
С.Г. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 10 статьи 23 Закона об архивном деле при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного Фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
...
Доводы ФНС о недоказанности конкурсным управляющим наличия оснований, предусмотренных статьей 20.7 Закона о банкротстве, для привлечения сторонних лиц для оказания услуг, проверены и мотивированно отклонены судам апелляционной инстанции, поскольку принятое ценовое предложение подразумевает исполнение субъектом, имеющим надлежащую квалификацию (листы дела 7 - 16, 19 - 20), а арбитражный управляющий не обязан обладать такими знаниями и навыками (по упорядочиванию документов личного состава должника, включению в них лицевых счетов работников, проведению экспертизы ценности документов, оформлению дел, описей, листов заверителей, сопроводительных документов для прохождения комиссии описей Архив)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2021 г. N Ф07-13883/21 по делу N А56-67979/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8070/2023
31.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11338/2023
31.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20929/2022
12.10.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15542/2022
06.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11779/2022
05.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11340/2022
15.06.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8116/2022
25.05.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9736/2022
10.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18412/2021
09.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16450/2021
02.11.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30145/2021
26.10.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31474/2021
18.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13883/2021
12.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15920/2021
21.06.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10469/2021
03.06.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14097/2021
24.10.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22046/20
22.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-67979/19