11 ноября 2021 г. |
Дело N А56-118983/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Дмитриева В.В. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 10.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации на постановление Тринадцатого арбитражного суда от 15.07.2021 по делу N А56-118983/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖК Град", адрес: 238522, Калининградская область, Гурьевский район, поселок Ласкино, Солнечная улица, дом 17, квартира 1, ОГРН 1143926019600, ИНН 3906326582 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), о взыскании 42 268 руб. 42 коп. долга за жилищно-коммунальные услуги за период с сентября 2019 года по сентябрь 2020 года, а при недостаточности денежных средств - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство) в порядке субсидиарной ответственности.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 25.03.2021 иск удовлетворен.
Определением от 18.05.2021 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 15.06.2021 Министерство привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
После уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Общество просило взыскать с Учреждения 42 268 руб. 42 коп. задолженности, а при недостаточности денежных средств - в субсидиарном порядке с Министерства.
Постановлением апелляционного суда от 15.07.2021 решение от 25.03.2021 отменено по безусловным основаниям - невозможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства ввиду того, что исполнение судебного акта предполагает обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации; иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение и Министерство, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права, просят отменить вынесенные судебные акты и принять новый - об отказе в иске.
Податели жалобы считают, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделено полномочиями по оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении спорных помещений; заявленная сумма не подлежала взысканию в отсутствие заключенного в установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) порядке государственного контракта.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество на основании постановления администрации Гурьевского городского округа от 28.06.2019 N 2266 и приказа Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области от 12.08.2019 N МК-4383/пр осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, поселок Сосновка, Центральная улица, дом 7 (далее - МКД).
Жилые помещения (квартиры N 1, 5 и 6), расположенные в МКД, принадлежат на праве оперативного управления Учреждению.
В период с сентября 2019 года по сентябрь 2020 года в отношении вышеуказанных помещений МКД Общество оказало услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД.
Полагая, что Учреждение, осуществляя полномочия собственника (Министерства), обязано нести расходы по содержанию находящихся в государственной собственности помещений, Общество направило в его адрес претензию от 28.10.2020 с требованием погасить возникшую задолженность.
Неурегулирование спора в досудебном порядке послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требование Общества обоснованным и иск удовлетворил.
Апелляционный суд, отменив решение суда первой инстанции по безусловным основаниям, также пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296).
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Частями 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме.
Из части 1 и 2 статьи 153, пункта 2 части 1 и части 4 статьи 154, статьи 155 ЖК РФ следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации; далее - БК РФ).
Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды двух инстанций исследовали представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и установили следующее.
МКД закреплен на праве оперативного управления за Учреждением согласно приказу от 13.02.2017 N 452 директора Департамента имущественных отношений Министерства. В перечне закрепленного за Учреждением недвижимого имущества поименованы спорные жилые помещения.
Факт оказания Обществом как управляющей организацией услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД в отношении спорных помещений подтверждается материалами дела и установлен судами.
Задолженность рассчитана истцом в соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ.
Доказательства прекращения права оперативного управления Учреждения квартирами N 1, 5 и 6 материалы дела не содержат.
Учреждение как законный владелец спорного имущества в силу прямого указания закона обязано нести расходы на содержание и ремонт общего имущества МКД, поскольку наравне с другими собственниками (владельцами) помещений в МКД, является потребителем комплекса услуг, оказанных в процессе технического обслуживания МКД.
В связи с тем, что доказательства погашения спорной задолженности отсутствуют, суды правомерно удовлетворили иск с учетом распределения субсидиарной обязанности в пользу Общества.
Доводы подателей жалобы о необоснованности предъявленных требований ввиду отсутствия заключенного между Обществом и Учреждением договора на оказание услуг и договора управления МКД согласно Закону N 44-ФЗ были рассмотрены апелляционным судом и мотивированно им отклонены, поскольку отсутствие договора, заключенного с организацией, оказывающей услуги по управлению МКД, не освобождает собственника помещения от обязанности производить оплату коммунальных услуг.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы апелляционного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного суда от 15.07.2021 по делу N А56-118983/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета.
...
Задолженность рассчитана истцом в соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ.
...
Доводы подателей жалобы о необоснованности предъявленных требований ввиду отсутствия заключенного между Обществом и Учреждением договора на оказание услуг и договора управления МКД согласно Закону N 44-ФЗ были рассмотрены апелляционным судом и мотивированно им отклонены, поскольку отсутствие договора, заключенного с организацией, оказывающей услуги по управлению МКД, не освобождает собственника помещения от обязанности производить оплату коммунальных услуг.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 ноября 2021 г. N Ф07-14554/21 по делу N А56-118983/2020