17 ноября 2021 г. |
Дело N А05-5093/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 15.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер+" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 по делу N А05-5093/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер+", адрес: 165650, Архангельская обл., г. Коряжма, пр. им. М.В. Ломоносова, д. 9, кв. 2, ОГРН 1152904000127, ИНН 2905012831 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области, адрес: 163072, г. Архангельск, Комсомольская ул., д. 38, корп. 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее - Инспекция, ГЖИ), о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2021 N 09-16/159 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 04.06.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.08.2021, постановление Инспекции изменено в части назначения наказания, штраф уменьшен до 125 000 руб.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на то, что подтопление подвального помещения в многоквартирном доме N 6 по ул. Карла Маркса, г. Сольвычегодск, Архангельской обл. (далее - МКД N 6) происходило в результате отсутствия должного водоотведения из указанного МКД канализационных стоков в систему центральной городской канализации, в результате чего и происходило подтопление. Полагает, что принимало постоянные меры по откачке подвального помещения от стоков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по обращению жильцов МКД N 6 Инспекцией на основании распоряжения от 21.01.2021 N А-02/01-15/39 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований, обязательных требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения лицензионных требований, допущенные Обществом при управлении МКД N 6:
- ненадлежащее содержание (подтопление) подвала жилого дома (1-5 подъезды), что является нарушением положений пункта 2 Минимального перечня и пунктов 4.1.1, 4.1.3 и 4.1.15 Правил N 170;
- ненадлежащее содержание (отсутствие отдельными местами тепловой изоляции) трубопроводов горячего водоснабжения в подвале дома, что является нарушением пункта 18 Минимального перечня и пункта 5.1.3 Правил N 170.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 03.02.2021 N 09-08/10 с фотофиксацией.
По итогам проверки 24.02.2021 в отношении Общества ГЖИ составлен протокол об административном правонарушении N 09-14/73, а 31.03.2021 вынесено постановление N 09-16/159, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признав доказанным наличие в деяниях Общества состава вмененного административного правонарушения, руководствуясь положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, посчитал возможным снизить размер назначенного штрафа до 125 000 руб.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Для лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, к лицензионным требованиям относятся требования, перечисленные в статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в том числе иные требования, установленные Правительством Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям отнесено соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Материалами дела подтверждается, что управление МКД N 6 осуществляет Общество, следовательно, в силу вышеизложенных правовых норм на него возложена обязанность надлежащего содержания общего имущества, в том числе инженерных систем, в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 Минимального перечня к работам, выполняемым в зданиях с подвалами, отнесено принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение подвальных помещений.
В силу пункта 4.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
В соответствии с абзацем вторым пункта 4.1.3 Правил N 170 подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Согласно пункту 4.1.15 Правил N 170 не допускается:
- подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования;
- устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта.
Пунктом 18 Минимального перечня определены работы, подлежащие выполнению для обеспечения надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
В силу абзаца восьмого пункта 5.1.3 Правил N 170 для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности тепловой изоляции трубопроводов горячей воды, расположенных в подземных каналах, подвалах, чердаках, а также в санитарно-технических кабинах.
Факт рассматриваемых нарушений подтверждается материалами дела.
С учетом изложенных обстоятельств и доказанности вины (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) суды пришли к выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не установлено.
Суд первой инстанции, руководствуясь частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, счел возможным уменьшить размер назначенного штрафа до 125 000 руб. с учетом конкретных обстоятельств дела, принципов справедливости, индивидуализации и соразмерности административного наказания, недопущения избыточного ограничения прав лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом дальнейшее снижение размера штрафа невозможно в силу ограничения части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 по делу N А05-5093/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер+" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 18 Минимального перечня определены работы, подлежащие выполнению для обеспечения надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
...
Факт рассматриваемых нарушений подтверждается материалами дела.
С учетом изложенных обстоятельств и доказанности вины (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) суды пришли к выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
...
Суд первой инстанции, руководствуясь частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, счел возможным уменьшить размер назначенного штрафа до 125 000 руб. с учетом конкретных обстоятельств дела, принципов справедливости, индивидуализации и соразмерности административного наказания, недопущения избыточного ограничения прав лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом дальнейшее снижение размера штрафа невозможно в силу ограничения части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2021 г. N Ф07-14449/21 по делу N А05-5093/2021