22 ноября 2021 г. |
Дело N А56-111599/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Елагиной О.К., Нефедовой О.Ю.,
при участии от акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" Мухаметкалиевой О.А. (доверенность от 11.09.2020), от акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" Гутниковой А.М. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев 16.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.06.2021 по делу N А56-111599/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество (далее - АО) "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области", адрес: 188808, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Кривоносова, д. 13, пом. 28, ОГРН 1084704002360, ИНН 4704077078 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к АО "Торговый дом "Перекресток", адрес: 109029, Москва, Средняя Калитниковская ул., д. 28, стр. 4, ОГРН 1027700034493, ИНН 7728029110 (далее - Общество), о взыскании 13 804 564,13 руб. долга по оплате оказанных услуг за период с 01.11.2019 по 30.12.2020, 116 955,63 руб. неустойки, начисленной за период с 11.12.2019 по 03.04.2020.
Решением суда первой инстанции от 25.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.06.2021, иск удовлетворен.
Не согласившись с указанными судебными актами, Общество обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным в него доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, суды не установили факта оказания Компанией Обществу услуг за спорный период по договору от 01.09.2020 N 9239ЮН-1/09-20, либо невозможность исполнения этого договора со стороны Компании по вине Общества.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Компании возражал против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, в соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) Компании был присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и определена зона деятельности - Ленинградская область.
Субъект Российской Федерации "Ленинградская область" в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с ТКО и региональный оператор 24.04.2018 заключили соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории зоны деятельности "Ленинградская область" (далее - Соглашение).
Соглашением были установлены сроки, в которые региональный оператор обязан приступить к деятельности по обращению с ТКО на всей территории Ленинградской области.
Общество (потребитель) и Компания (региональный оператор) 01.09.2020 заключили письменный договор N 9239ЮН-1/09-20 на оказание услуг по обращению с ТКО для потребителей Ленинградской области (далее - Договор), подписанный в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N 1156).
В соответствии с пунктом 1 Договора региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и в местах, которые определены в Договоре, и обеспечить их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель - оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Датой начала оказания услуги по обращению с ТКО стороны установили 01.11.2019 (пункт 4 Договора).
Услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором Обществу с использованием потребителем для накопления ТКО любых ближайших общедоступных мест (площадок) накопления, организованных органами местного самоуправления.
В силу пункта 5 Договора под расчетным периодом по Договору понимается 1 (один) месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определяемой в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 12 Договора стороны согласились производить учет объема (или) массы ТКО расчетным путем исходя из норматива накопления ТКО.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 6 Договора).
Подписав Договор, стороны в пункте 23 согласовали, что он распространяет свое действие на правоотношения сторон по фактическому оказанию услуг с 01.11.2019 и заключен на период наделения Компании статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ленинградской области.
Согласно представленным в материалы дела актам оказанных услуг от 30.11.2019 N 22013, от 31.12.2019 N 22014, 22015, от 31.01.2020 N 40732, от 29.02.2020 N 40738, от 31.03.2020 N 40740, от 30.04.2020 N 40741, от 31.05.2020 N 40743, от 30.06.2020 N 40744, от 31.07.2020 N 40745, от 31.08.2020 N 40749, от 30.09.2020 N 50657, от 31.10.2020 N 66702, от 30.11.2020 N 77576, от 31.12.2020 N 80761, а также выпискам из маршрутных журналов за период с ноября 2019 г. по декабрь 2020 г. региональный оператор оказал Обществу услуги по обращению с ТКО на 13 804 564,13 руб.
Общество не оплатило услугу регионального оператора по обращению с ТКО за период с 01.11.2019 по 31.12.2020, в связи с чем образовалась задолженность.
Направленная в адрес Общества претензия от 22.09.2020 N УК-0247-09/20 оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Компании в арбитражный суд с иском.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, признав заявленные требования обоснованными по праву и размеру, иск удовлетворили.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Порядок обращения с отходами производства и потребления регламентирован Законом N 89-ФЗ) и Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил N 1156.
Пунктом 4 Правил N 1156 предусмотрено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Исключением (в части даты наступления обязательности исполнения установленной законом схемы обращения с ТКО) является случай несостоявшегося конкурсного отбора или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, которое не может быть компенсировано органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункты 6, 7 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ). Тогда обязательные правила указанного Закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении ТКО региональными операторами вступают в силу не позднее 01.01.2020.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Закона N 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).
Поскольку оказывать услуги по обращению с ТКО с 01.01.2019 в соответствии со статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ на территории Ленинградской области может только Компания, претензий и уведомлений о составлении актов о нарушении региональным оператором своих обязательств в порядке, предусмотренном пунктом 13 Договора, в материалы дела не представлено, подписание сторонами ежемесячно актов приемки оказанных услуг Договором не предусмотрено, суды первой и апелляционной инстанции, учтя положения пункта 23 Договора, пришли к верному выводу о доказанности факта оказания Компанией Обществу услуг по Договору в спорный период
При таких обстоятельствах суды обоснованно взыскал с Общества в пользу Компании задолженность по Договору.
Компания также просила взыскать с Общества 116 955,63 руб. неустойки, начисленной за период с 11.12.2019 по 03.04.2020.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Проверив представленный Компанией расчет неустойки, суды пришли к выводу, что он не противоречит условиям Договора, является арифметически верным.
Кассационная коллегия, действуя в пределах своих полномочий, из которых исключено установление иных обстоятельств, чем были установлены судами, не усматривает оснований не согласиться с выводами судов и признает, что судами установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а фактически сводятся к несогласию с выводами судов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.06.2021 по делу N А56-111599/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку оказывать услуги по обращению с ТКО с 01.01.2019 в соответствии со статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ на территории Ленинградской области может только Компания, претензий и уведомлений о составлении актов о нарушении региональным оператором своих обязательств в порядке, предусмотренном пунктом 13 Договора, в материалы дела не представлено, подписание сторонами ежемесячно актов приемки оказанных услуг Договором не предусмотрено, суды первой и апелляционной инстанции, учтя положения пункта 23 Договора, пришли к верному выводу о доказанности факта оказания Компанией Обществу услуг по Договору в спорный период
...
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 ноября 2021 г. N Ф07-13902/21 по делу N А56-111599/2020