29 ноября 2021 г. |
Дело N А42-3300/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Лущаева С.В.,
рассмотрев 29.11.2021 кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Огни Кайрал" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2021 по делу N А42-3300/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Огни Кайрал", адрес: 184060, Мурманская обл., Кандалакшский р-н, нп Кайралы, д. 1, ОГРН 1025100539232, ИНН 5102070038 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и изменении постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области, адрес: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Пронина, д. 4, ОГРН 1045100023143, ИНН 5102007251 (далее - Инспекция), от 06.04.2021 N 185 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 22.04.2021 на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление принято к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 12.07.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2021, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление, прекратить производство по делу или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель кассационной жалобы считает ошибочными выводы судов об отсутствии в данном случае оснований для применения части 1 статьи 4.1.1 и статьи 2.9 КоАП РФ. По мнению Общества, совершенное правонарушение не содержало существенной угрозы для личности, общества и государства, в связи с чем могло быть квалифицированно в качестве малозначительного. Также Общество указывает на наличие в данном случае оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение, поскольку вменяемое Обществу правонарушение являлось впервые совершенным. Суды не учли, что на дату рассмотрения настоящего дела решение арбитражного суда по делу N А42-2912/2021, которым суд уже заменил назначенный Обществу административный штраф на предупреждение за совершенное 29.03.2019 административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, не вступило в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив обоснованность доводов Общества, а также правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, суды первой и апелляционной инстанций на основании оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения к установленным по делу обстоятельствам подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1, части 2 статьи 14, статьи 25 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), установив, что Общество, являясь резидентом, совершило 27.09.2019 операции по выплате физическим лицам - нерезидентам валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России в общей сумме 5 000 руб., то есть совершило незаконные валютные операции, осуществленные с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации (минуя счета в уполномоченном банке), признали правомерным привлечение Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3 750 руб.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, Инспекцией не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, налоговым органом соблюден.
Назначенный Обществу административный штраф отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и целям назначения административного наказания.
Суды не усмотрели оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
В кассационной жалобе Общество выражает несогласие с выводом судов об отсутствии оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному названным Кодексом, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения, исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением признается такое действие или бездействие, которое формально хоть и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, вывод судов о наличии или отсутствии оснований для признания совершенного юридическим лицом административного правонарушения малозначительным связан с оценкой доказательств по делу.
Оценив фактические обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения и степень его общественной опасности, суды не признали вменяемое Обществу административное правонарушение малозначительным.
В силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце втором пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ), не допускается.
Таким образом, переоценка доказательств и выводов судов первой и апелляционной инстанций не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ, а несогласие подателя кассационной жалобы с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм процессуального права и не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
В кассационной жалобе Общество также выражает несогласие с выводом судов об отсутствии предусмотренных статьей 4.1.1 КоАП РФ оснований для замены назначенного Обществу административного штрафа на предупреждение.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности следующих обстоятельств: отнесения лица, совершившего административное правонарушение, к субъектами малого и среднего предпринимательства, совершения административного правонарушения впервые, отсутствия причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также иным объектам, перечисленным в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 43 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 (далее - Обзор), помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы этого Кодекса является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают.
В кассационной жалобе Общество указало, что совершенное административное правонарушение, за которое оно привлечено к административной ответственности постановлением от 06.04.2021 N 185, является впервые совершенным, поскольку решение арбитражного суда по делу N А42-2912/2021, которым суд уже заменил назначенный Обществу административный штраф на предупреждение за совершенное 29.03.2019 административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, на дату рассмотрения настоящего спора не вступило в законную силу. Наличие иных постановлений, вынесенных на основании одного акта проверки, само по себе не является доказательством того, что в целях назначения рассматриваемого наказания Общество не признается впервые совершившим административное правонарушение.
Как следует из материалов дела, постановлением от 06.04.2021 N 185 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ за административное правонарушение, совершенное 27.09.2019.
В рамках дела N А42-2912/2021 рассматривался вопрос о законности постановления Инспекции от 26.03.2021 N 44, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ за правонарушение, совершенное 29.03.2019.
Вступившим в законную силу решением суда первой инстанции от 11.06.2021 по делу N А42-2912/2021 постановление Инспекции изменено в части назначенного Обществу административного штрафа, который заменен на предупреждение.
С учетом изложенных обстоятельств, положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, правовой позиции, приведенной в пункте 43 Обзора, у судов отсутствовали правовые основания для замены в рассматриваемом случае назначенного Обществу административного штрафа на предупреждение.
При изложенных обстоятельствах вывод судов о законности оспариваемого постановления Инспекции является правильным.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов Общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2021 по делу N А42-3300/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Огни Кайрал" - без удовлетворения.
Судья |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе Общество указало, что совершенное административное правонарушение, за которое оно привлечено к административной ответственности постановлением от 06.04.2021 N 185, является впервые совершенным, поскольку решение арбитражного суда по делу N А42-2912/2021, которым суд уже заменил назначенный Обществу административный штраф на предупреждение за совершенное 29.03.2019 административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, на дату рассмотрения настоящего спора не вступило в законную силу. Наличие иных постановлений, вынесенных на основании одного акта проверки, само по себе не является доказательством того, что в целях назначения рассматриваемого наказания Общество не признается впервые совершившим административное правонарушение.
Как следует из материалов дела, постановлением от 06.04.2021 N 185 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ за административное правонарушение, совершенное 27.09.2019.
В рамках дела N А42-2912/2021 рассматривался вопрос о законности постановления Инспекции от 26.03.2021 N 44, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ за правонарушение, совершенное 29.03.2019.
Вступившим в законную силу решением суда первой инстанции от 11.06.2021 по делу N А42-2912/2021 постановление Инспекции изменено в части назначенного Обществу административного штрафа, который заменен на предупреждение.
С учетом изложенных обстоятельств, положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, правовой позиции, приведенной в пункте 43 Обзора, у судов отсутствовали правовые основания для замены в рассматриваемом случае назначенного Обществу административного штрафа на предупреждение."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2021 г. N Ф07-16105/21 по делу N А42-3300/2021