08 декабря 2021 г. |
Дело N А66-3939/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 01.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тверская коммуна" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 по делу N А66-3939/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тверская коммуна", адрес: 170043, г. Тверь. Октябрьский пр., д.99, корп. 1, оф. 25, ОГРН 1126952021921, ИНН 6952034420 (далее - ООО "УК "Тверская коммуна", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1067746766240, ИНН 7702609639; адрес: 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 5/7 (далее - Ростехнадзор, Управление) об оспаривании предписания от 24.12.2019 N 7.2-0851вн-П/0246-2019.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Лифт", адрес: 170040, г.Тверь, пр. 50 лет Октября, д. 43, оф. 127, ОГРН 1166952063618, ИНН 6950194267 (далее - ООО "Лифт") и общество с ограниченной ответственностью "СП Стальной канат", адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, ст. 15, эт. 1, пом. I, комн. 1; ОГРН 5177746279288, ИНН 7722422340 (далее - ООО "СП Стальной канат").
Решением суда от 28.12.2020, заявленные требования Общества удовлетворены частично: оспариваемое предписание Ростехнадзора от 24.12.2019 N 7.2-0851вн-П/0246-2019 признано незаконным и отменено в части пунктов 2, 6 и 7; суд взыскал с Управления в пользу Общества 3 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.08.2020, решение суда от 28.12.2020 изменено: суд дополнил резолютивную часть решения третьим абзацем следующего содержания: "В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать".
В кассационной жалобе Общество просит признать недействительным предписание в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, повлекшее ошибочность выводов судов. Общество настаивает на незаконности пунктов 1, 3, 4, 5 оспариваемого предписания, возлагающего на управляющую компанию обязанность по проведению капитального ремонта лифтового оборудования многоквартирного дома (МКД); в данный период исполнение требования предписания о проведении такого ремонта невозможно в силу отсутствия соответствующего решения собственником МКД о выделении необходимых средств на капитальный ремонт. Общество настаивает на том, что спорные работы необходимые для устранения нарушений, поименованные в пунктах 1, 3, 4, 5 предписания относятся именно к капитальным работам, а не текущим, как ошибочно счел Ростехнадзор и суд.
Представители Общества, Управления, ООО "Лифт" и ООО "СП Стальной канат", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность постановления апелляционного суда в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения Управления Ростехнадзора от 13.12.2019 N Т-851-пр сотрудниками Управления проведена внеплановая выездная проверка ООО "УК "Тверская коммуна", являющегося управляющей организацией в МКД по адресу: г. Тверь, бульвар Гусева, дом 56, в целях контроля за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", по результатам которой составлен акт от 24.12.2019 N 7.2-0851вн-А/0246-2019 и выдано предписание от 24.12.2019 N 7.2-0851вн-П/0246-2019, в котором содержится требование Обществу в срок до 24.03.2020 устранить нарушения, перечисленные в этом предписании.
Не согласившись с названным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и указал на наличие в данном случае у Ростехнадхора правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания применительно к пунктам 1, 3, 4, 5, отнеся указанные в нем работы к текущим. Суд констатировал законность, обоснованность и исполнимость предписания в указанной части как акта контрольного реагирования уполномоченного органа, направленного надлежащему субъекту ответственности за неисполнение обязанностей, возложенных на него в силу жилищного законодательства.
Относительно пунктов 2 и 6 предписания, суд пришел к выводу о том, что указанные в них работы по замене (восстановлению) тяговых элементов ввиду их отсутствия (на лифтах заводские номера 0870, 0872, 0873), износа и видимых повреждений (на лифтах заводские номера 0866, 0867, 0868, 0869, 0871) являются работами по капитальному ремонту.
Данный вывод судов основан на оценке положений статьи 158, частей 1 и 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 21 и 37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 2.2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК, пункта 3.6.3 и Приложения 1 к Положению о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утвержденному приказом Госстроя России от 30.06.1999 N 158 (далее - Положение N 158), требованиях пункта 7.1, 7.6.1, 7.6.2 ГОСТ Р 55964-2014. "Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" (далее - ГОСТ Р 55964-2014), с учетом письма от 03.07.2017 N 29521-ОГ/04 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 302-КГ15-12098 по делу N А78-13010/2014.
С констатацией того, что Общество оповестило собственников жилых помещений в рассматриваемом МКД о необходимости выполнения работ капитального характера лифтового оборудования, непринятия собственниками такого решения (как следствие отсутствие финансирования работ), суд правомерно указал, что у управляющей компании отсутствовала обязанность по проведению работ капитального ремонта, указанных в пунктах 2 и 6 предписания, а возложенная на управляющую компанию обязанность внести (установить) нормы браковки тяговых элементов в руководство по эксплуатации лифтов, является незаконной, поскольку Общество не является разработчиком данного оборудования (пункт 7 предписания).
Данные выводы не являются предметом спора в кассационной инстанции.
Относительно пунктов 1, 3, 4, 5 предписания суд счел поименованные в них требования законными, отнеся работы необходимые для их устранения к текущим, которые в силу закона возложены на управляющую компанию
Апелляционный суд при повторном рассмотрении согласился с выводами суда первой инстанции, добавив в резолютивную часть решения третий абзац об отказе Обществу в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы жалобы (в обжалуемой Обществом части), суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Законность проведения проверки и ее осуществление оценены судами с должной объективностью и полнотой.
Апелляционный суд при повторном рассмотрении согласился с выводами суда первой инстанции, добавив в резолютивную часть решения третий абзац об отказе Обществу в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы жалобы (в обжалуемой Обществом части), суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Законность проведения проверки и ее осуществление оценены судами с должной объективностью и полнотой. Подтвержденный судами статус Общества как управляющей компании МКД N 56 по бульвару Гусева в городе Твери по договору N 56/220 от 15.06.2017 (профессионального и ответственного коллективного субъекта права) предполагает его активное участие в создании благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме, обеспечении безопасности дома в процессе его эксплуатации, решении вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлении качественных коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Такое участие обусловлено целым рядом нормативных требований и условиями договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (статья 39, части 1, 1.1, 2.3 статьи 161, статья 162 ЖК РФ, статья 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Вопросы о составе общего имущества дома, требованиях к содержанию этого имущества (лифтового оборудования) и обязанности управляющей организации об обеспечении в исправном состоянии жилого дома, в том числе лифтового оборудования, обоснованно решены судами с учетом пункта 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ, подпункта "а" пункта 2 Правил N 491, пунктов 3.2.1, 5.6.2, 5.10.1, 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) и утвержденного Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290).
Суды отклонили доводы Общества, что нарушения, отраженные в пунктах 1, 3, 4, 5 предписания подлежат устранению только в процессе осуществления капитального ремонта лифта, согласившись с позицией Ростехнадзора о том, что такие работы как недостаточное натяжение ремней (как следствие их перекручивание и трение) замена фотореверса, а также техническое освидетельствование выполненных работ на лифтах, относятся к основным работам по текущему ремонту.
При решении данного вопроса, суды указали на положения пункта 22 Минимального перечня N 290, которым прямо предусмотрено, что в Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме включены следующие работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифтов в многоквартирных домах: организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта, обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов), обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов), обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования.
Суды также учли разъяснения, содержащиеся в пункте 2.2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК, о том, что текущий ремонт общего имущества жилого дома - это ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией и в Положении N 158 (в приложении N 1) согласно которым, текущий ремонт лифта представляет собой ремонт с целью восстановления его исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей, а капитальный ремонт лифта - это ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса лифта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
При этом, согласно пункту 7.1 ГОСТ Р 55964-2014 система планово-предупредительных ремонтов лифтов включает в себя в том числе: - осмотр или контроль за состоянием оборудования лифта посредством устройства диспетчерского контроля; - техническое обслуживание; - аварийно-техническое обслуживание; - систему восстановления ресурса лифта, состоящую из капитального ремонта (замены оборудования) и (или) модернизации (как в процессе эксплуатации лифта, так и по истечении назначенного срока службы).
Таким образом, поскольку устранение нарушений, отраженные в пунктах 1,3,4,5 оспариваемого предписания, возможно в ходе текущего, а не капитального ремонта, следовательно, их устранение возложено, в силу вышеназванных норм прав, именно на управляющую организацию, то есть на Общество.
С учетом установленных судами фактических обстоятельств и вышеуказанных норм является правильным вывод судов о том, что осуществление мероприятий по устранению нарушений указанных в пунктах 1, 3, 4, 5 предписания от 24.12.2019 N 7.2-0851вн-П/0246-2019 не предусматривает проведение капитального ремонта лифтового оборудования МКД, а является текущими работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания, направленными на поддержание надлежащего содержания общего имущества с целью безопасного и благоприятного проживания граждан.
При этом, выбор способа устранения выявленных нарушений принадлежит исключительно управляющей организации, а доводы об отсутствии у заявителя необходимых технических и финансовых ресурсов для исполнения предписания в оставшейся части не освобождают Общество от выполнения возложенных на него законодательством обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества, в том числе лифтов.
Как верно указали суды, спорные работы относятся к основным работам по текущему ремонту, и должны производиться Обществом по мере их обнаружения. Общество обязано самостоятельно принимать меры для осуществления принятых на себя обязательств, а также определять способы и средства для надлежащего и качественного оказания услуг и обеспечения содержания и ремонта общего имущества в МКД с учетом степени износа и иных характеристик конструктивных элементов лифтового оборудования в МКД, в том числе, заключая необходимые для этого договоры со специализированными организациями, что управляющая компания (учитывая специфику обслуживания лифтового оборудования) и сделала, заключив с ООО "СП Стальной канат" договор от 07.07.2017 N Д16-7-2 и договор от 01.01.2018 N 1/18.
При должном систематическом осмотре МКД и надлежащем исполнении возложенных обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества МКД с 2017 года, у Общества имелась возможность своевременно выявить нарушения, принять меры по их устранению.
В рассматриваемом случае предписание (пункты 1, 3, 4, 5) содержит только законные требования, то есть на юридическое лицо возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно в силу правовых норм, в связи с чем названное предписание не нарушает права и законные интересы заявителя, является законным и обоснованным.
Оспариваемое предписание (в обжалуемой в кассационной инстанции части) как акт контрольного реагирования, направленный на своевременное эффективное исполнение Обществом своих обязанностей в жилищной сфере, является законным, обоснованным и исполнимым.
Общество при подаче кассационной жалобы уплатило 3000 руб. по платежному поручению от 22.10.2021 N 836. Указанная сумма является излишне уплаченной и подлежит возврату подателю жалобы.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 по делу N А66-3939/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тверская коммуна" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тверская коммуна" (ОГРН 1126952021921, ИНН 6952034420; адрес: 170043, Тверская область, город Тверь, проспект Октябрьский, дом 99, корпус 1, офис 25) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины уплаченной по платежному поручению от 22.10.2021 N 836 за рассмотрение кассационной жалобы по настоящему делу.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.