09 декабря 2021 г. |
Дело N А05-1306/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску Контиевского С.Л. (доверенность от 15.12.2020 N 2.5-16/40858),
рассмотрев 09.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Морское кадровое агентство "Вилсон", Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2021 по делу N А05-1306/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Морское кадровое агентство "Вилсон", Архангельск", адрес: 163001, г. Архангельск, Вологодская ул., д. 55, корп. 1, пом. 1, ОГРН 1022900509268, ИНН 2901074957 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску, адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 29, ОГРН 1042900051094, ИНН 2901061108 (далее - Инспекция), от 16.10.2020 N 6771 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 15.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.08.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 15.05.2021 и постановление от 16.08.2021, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы полагает, что к оказываемым им услугам по договору о предоставлении экипажей от 01.01.2016, заключенному с иностранной компанией "Wilson Ship Management A.S." (Норвегия), можно применить положения подпункта 35 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). При этом Общество заявляет, что в деле N А05-4492/2021, в котором оспаривалось решение налогового органа по камеральной налоговой проверке налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за II квартал 2020 года, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель налогового органа возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
От Общества через систему подачи документов "Мой арбитр" 09.12.2021 в суд кассационной инстанции поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи невозможностью явки представителя по причине болезни.
В силу части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отложение судебного разбирательства в связи с заявлением стороной ходатайства об отложении судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В настоящем деле необеспечение лицами, участвующими в деле, явки своих представителей в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по существу.
На основании изложенного, рассмотрев заявленное ходатайство, кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований для отложения судебного заседания, в связи с чем ходатайство подлежит отклонению.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество имеет лицензию от 10.04.2003 на осуществление деятельности по оказанию услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, по виду - трудоустройство за границей граждан Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства.
Исходя из условий договора о предоставлении экипажей от 01.01.2016, заключенного с иностранной компанией "Wilson Ship Management A.S.", Общество (агент) обязалось предоставлять иностранной компании полностью квалифицированные экипажи моряков и сервисный персонал. При этом Общество обязалось направлять на работу компетентный и подготовленный квалифицированный экипаж, действуя от имени и по поручению компании по всем вопросам визовой поддержки, обеспечению транспортировки экипажей как на судно, так и с судна по окончании контракта, а также по обеспечению контроля качества работы экипажа во время трудового контракта. Договором предусмотрена выплата Обществу ежемесячного вознаграждения за каждого члена экипажа в соответствии с приемлемым международным уровнем агентского вознаграждения.
Общество 12.05.2020 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за I квартал 2020 года с исчисленной к уплате в бюджет суммой налога в размере 37 042 руб.
В разделе 7 декларации Общество по коду 1010812 (реализация работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации) отразило операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), в сумме 23 976 120 руб.
По мнению налогоплательщика, по договору от 01.01.2016 Общество оказывает услуги по предоставлению персонала, который работает в месте деятельности покупателя - иностранной компании "Wilson Ship Management A.S.", которая деятельность на территории Российской Федерации не осуществляет, поэтому местом реализации спорных услуг территория Российской Федерации не является. При этом Общество расценило свою деятельность в рамках договора от 01.01.2016 в качестве оказания комплекса услуг по комплектованию судов экипажем, которую можно отнести к услугам, непосредственно связанным с морскими судами, находящимися за пределами Российской Федерации, местом реализации которых Российская Федерация не является в силу подпункта 2 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ.
По результатам камеральной налоговой проверки полученной декларации Инспекцией составлен акт от 26.08.2020 N 6061 и принято решение от 16.10.2020 N 6771 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением Обществу доначислено 3 996 020 руб. НДС, начислено 129 727 руб. 13 коп. пеней, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 99 900 руб. 50 коп. штрафа.
Основанием для доначисления НДС, начисления пеней и штрафа послужил вывод Инспекции о неправомерном исключении Обществом из облагаемых оборотов при исчислении НДС вознаграждения, полученного по договору о предоставлении экипажей от 01.01.2016. По мнению Инспекции, из представленных налогоплательщиком к проверке документов и пояснений следует, что Общество в рамках данного договора осуществляет деятельность по подбору персонала (моряков), связанную с трудоустройством граждан Российской Федерации за переделами Российской Федерации. У Общества отсутствовали трудовые отношения с персоналом (моряками), направленными на работу в иностранную компанию. Следовательно, такая деятельность не подпадает под действие абзаца шестого подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ. Признавая, что местом реализации оказываемых Обществом услуг по подбору персонала следует считать Российскую Федерацию, Инспекция отметила, что крюинговые услуги не поименованы в пункте 1 статьи 164 НК РФ, услуги по подбору персонала не относятся к услугам, перечисленным в подпунктах 1 - 4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 НК РФ.
Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу решением от 11.01.2021 N 07-10/1/00001@ оставило без удовлетворения апелляционную жалобу Общества на решение налогового органа.
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, посчитав обоснованной позицию налогового органа о том, что местом реализации Обществом спорных услуг следует считать территорию Российской Федерации. Также суды признали документально неподтвержденным Обществом право на применение подпункта 35 пункта 2 статьи 149 НК РФ с целью освобождения от налогообложения НДС спорной суммы вознаграждения в I квартале 2020 года. Как указали суды, Общество, за исключением письменных пояснений менеджера, не представило в материалы дела доказательства оказания иностранной компании услуг, включенных в Перечень услуг по техническому управлению морскими судами, оказываемых иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и эксплуатирующим морские суда, зарегистрированные в судовых реестрах иностранных государств, реализация которых на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2019 N 982 (далее - Перечень N 982).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Не подлежащие обложению НДС (освобожденные от налогообложения) операции поименованы в статье 149 НК РФ.
С 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" вступил в силу подпункт 35 пункта 2 статьи 149 НК РФ, согласно которому от налогообложения НДС освобождены услуги по техническому управлению морскими судами и судами смешанного (река - море) плавания, оказываемые иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и эксплуатирующим морские суда и суда смешанного (река - море) плавания, зарегистрированные в судовых реестрах иностранных государств.
Перечень указанных услуг по техническому управлению морскими судами утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2019 N 982.
Таким образом, с 01.01.2019 в силу подпункта 35 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации указанные в Перечне N 982 виды услуг по техническому управлению морскими судами, которые оказываются иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и эксплуатирующим морские суда и суда смешанного (река - море) плавания, зарегистрированные в судовых реестрах иностранных государств.
В Перечень N 982 включены услуги по управлению экипажем судна, включающие следующие услуги:
а) поиск и подбор членов экипажа судна, включая услуги по найму, заключению и оформлению от имени судовладельца трудовых договоров с членами экипажа судна, подготовке документов, связанных с приемом на работу, переводом, увольнением членов экипажа судна, поощрением (включая представление к наградам) и привлечением к дисциплинарной ответственности;
б) ведение кадрового и табельного учета, расчет заработной платы членов экипажа судна, оформление документов, связанных с предоставлением отпусков, хранение личных дел членов экипажа, прием и оформление листов временной нетрудоспособности членов экипажа судна, подготовка кадровых документов к передаче их на хранение в архив;
в) обеспечение соблюдения требований коллективного договора, законодательства государства флага судна и судовладельца в отношении должности, квалификации, наличия соответствующих сертификатов, знания иностранных языков, состояния здоровья членов экипажа судна;
г) обеспечение прохождения членами экипажа судна необходимых медицинских осмотров, организация обучения и стажировок членов экипажа судна, прохождение необходимых инструктажей и аттестаций в целях подтверждения годности к выполнению трудовых обязанностей на тех должностях, на которые они принимаются или которые они занимают на судне;
д) организация перемещения членов экипажа на борт судна (с борта судна), в том числе связанного с репатриацией, оформлением и организацией командировок, включая обеспечение визами, проездными документами, трансферами, проживанием на период командировок;
е) проведение переговоров с профсоюзами, включая подписание коллективных договоров от имени судовладельца, оформление документов и обеспечение выполнения установленных законодательством государства флага судна или коллективным договором мероприятий в сфере социального и пенсионного обеспечения членов экипажа судна;
ж) обеспечение соблюдения членами экипажей судна требований законодательства государства флага судна по технике безопасности и охране труда, включая ведение обязательной документации и подготовку установленных форм отчетности о состоянии условий труда для органов контроля и надзора, проведение инструктажей и учений по технике безопасности и охране труда, оказанию первой помощи пострадавшим и проверке их знаний;
з) проведение мероприятий, связанных с управлением экипажем судна, в том числе по вопросам кадрового делопроизводства, соблюдения требований трудового законодательства и коллективного договора, подготовка проектов локальных актов в сфере организации труда;
и) осуществление обработки персональных данных членов экипажа судна, подготовка справок и копий документов о трудовой деятельности, предусмотренных законодательством государства флага судна;
к) обеспечение соблюдения положений Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве;
л) организация страхования членов экипажа в соответствии с требованиями применимого законодательства, в том числе Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве, а также требованиям коллективных договоров и судовладельцев.
Разрешая спор, суды исходили из того, что налогоплательщиком не подтверждены основания применения освобождения от налогообложения, предусмотренного подпунктом 35 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Приведенные в кассационной жалобе ссылки Общества на обстоятельства, по которым решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.10.2021 по делу N А05-4492/2021 удовлетворены требования заявителя, не принимаются судом кассационной инстанции в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу части 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65, часть 1 статьи 156 АПК РФ предусматривают, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений, и несет риск непредставления доказательств.
На основании исследования материалов дела суды пришли к выводу, что в ходе рассмотрения настоящего дела Общество не представило документального подтверждения фактического оказания перечисленных в Перечне N 982 услуг, а сослалось лишь на пояснения ассистента менеджера по найму моряков, касающиеся объема предоставляемых Обществом услуг в рамках договора от 01.01.2016. Также в материалы налогоплательщик не представил доказательства, достоверно подтверждающие, что иностранная компания "Wilson Ship Management A.S." является иностранным лицом, эксплуатирующим морские суда и суда смешанного (река - море) плавания, зарегистрированные в судовых реестрах иностранных государств. В ходе рассмотрения Общество заявляло, что данная компания не является судовладельцем.
Ввиду того, что судами в рамках настоящего дела не установлено, что деятельность Общества подпадает под операции, не подлежащие налогообложению НДС в соответствии со статьей 149 НК РФ, суды посчитали оспариваемое решение налогового органа законным и обоснованным.
Приведенные в жалобе Общества доводы связаны с оценкой доказательств по делу, установленных судами и положенных в основу обжалуемых судебных актов, в связи с чем не могут быть признаны основанием для отмены принятых судами решения и постановления в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении судами норм материального или процессуального права.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы Общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2021 по делу N А05-1306/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Морское кадровое агентство "Вилсон", Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.