01 февраля 2022 г. |
Дело N А66-3331/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 01.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021 по делу N А66-3331/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" (115432, г. Москва, Проектируемый 4062-й пр-д, д. 6, стр. 25; ОГРН 1027700050278; ИНН 7704228075; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4; ОГРН 1026900522131; ИНН 6905056890; далее - Инспекция) от 19.02.2021 N 27/ОГ-21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Бологовская управляющая компания" (171080, Тверская обл., г. Бологое, ул. Дзержинского, д. 2; ОГРН 1096908001013; ИНН 6907010900; далее - ООО "Бологовская управляющая компания").
Решением суда первой инстанции от 24.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.09.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией на основании распоряжения от 19.01.2021 N 27/ОГ-21 проведена внеплановая документарная и выездная проверка соблюдения Обществом требований жилищного законодательства при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Тверская обл., г. Бологое, ул. Дзержинского, д. 14.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 19.02.2021 N 27/ОГ-21, что Обществом в платежном документе за ноябрь 2020 года произведен необоснованный перерасчет размера платы за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания жилого помещения (квартиры) в указанном многоквартирном доме, за период с июня 2017 года по 23.11.2017 на сумму 2750 руб. 61 коп.
Об устранении выявленного нарушения в срок до 12.04.2021 путем перерасчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению за указанный период Инспекция выдала Обществу предписание от 19.02.2021 N 27/ОГ-21.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого предписания, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно пункту 81(12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки прибора учета (подпункт "д").
В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Как предусмотрено пунктом 81(13) Правил N 354, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).
На основании подпункта "а" пункта 82, пункта 83 Правил N 354 исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
Немедленно после окончания соответствующих проверок исполнителем составляются акты (пункт 85(1) Правил N 354).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в платежном документе за ноябрь 2020 года, выставленном Обществом к оплате за электроэнергию, потребленную на содержание жилого помещения в указанном многоквартирном доме, отражен перерасчет платы за период с июня 2017 года по 23.11.2017 на основании решений Арбитражного суда Тверской области от 09.07.2018 по делу N А66-17375/2017, от 14.12.2018 по делу N А66-8582/2018, от 06.11.2018 по делу N А66-3122/2018.
При этом перерасчет платы за электроэнергию в нарушение подпункта "а" пункта 59 Правил N 354 осуществлен за период, предшествующий выявлению неисправности прибора учета.
Исходя из того, что в силу упомянутых норм плата за коммунальную услугу, поставленную потребителю за расчетный период, в случае выхода из строя прибора учета может определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса только начиная с даты, когда наступило указанное событие (в данном случае - даты обнаружения заявителем неисправности прибора), суды пришли к выводу о неправомерности перерасчета платы за предшествующий период, осуществленного Обществом.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания нормам действующего законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021 по делу N А66-3331/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "АтомЭнергоСбыт" (115432, г. Москва, Проектируемый 4062-й пр-д, д. 6, стр. 25; ОГРН 1027700050278; ИНН 7704228075) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 16.09.2021 N 12783.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании подпункта "а" пункта 82, пункта 83 Правил N 354 исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
Немедленно после окончания соответствующих проверок исполнителем составляются акты (пункт 85(1) Правил N 354).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в платежном документе за ноябрь 2020 года, выставленном Обществом к оплате за электроэнергию, потребленную на содержание жилого помещения в указанном многоквартирном доме, отражен перерасчет платы за период с июня 2017 года по 23.11.2017 на основании решений Арбитражного суда Тверской области от 09.07.2018 по делу N А66-17375/2017, от 14.12.2018 по делу N А66-8582/2018, от 06.11.2018 по делу N А66-3122/2018.
При этом перерасчет платы за электроэнергию в нарушение подпункта "а" пункта 59 Правил N 354 осуществлен за период, предшествующий выявлению неисправности прибора учета."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2022 г. N Ф07-17730/21 по делу N А66-3331/2021