03 февраля 2022 г. |
Дело N А56-12620/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Теплоход СПб" представителя Царенкова А.С. (доверенность от 25.06.2021), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу представителя Дьяконенко Д.Г. (доверенность от 15.09.2021 N 16-12/45112),
рассмотрев 27.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоход СПб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 по делу N А56-12620/2021,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу, адрес: 193315, Санкт-Петербург, проспект Дальневосточный, д. 78, ОГРН 7811047958, ИНН 1047819000063 (далее - Инспекция), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоход СПб", адрес: 192177, Санкт-Петербург, Шлиссельбургский пр., д. 36, корп. 2, лит. А, кв. 91, ОГРН 1167847164550, ИНН 7841037604 (далее - ООО "Теплоход СПб", Общество), о взыскании 218 340 руб. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 01.06.2021 и постановление от 04.10.2021, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, им были соблюдены все установленные законодательством требования для получения субсидии, при этом субсидия была направлена на оплату труда работников, что соответствует целям и условиям ее предоставления.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель ООО "Теплоход СПб" поддержал доводы кассационной инстанции, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 01.07.2020 обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии за апрель, май 2020 в размере 109 170 руб. за каждый месяц в соответствии с Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 (далее - Правила N 576).
Инспекция приняла решение о предоставлении ООО "Теплоход СПб" субсидии за апрель, май 2020 в размере 109 170 руб. за каждый месяц. Субсидия перечислена платежными поручениями от 02.07.2020 N 544382, от 08.07.2020 N 813781 на счет Общества, указанный им в заявлении.
Впоследствии налоговый орган пришел к выводу о несоответствии ООО "Теплоход СПб" на дату обращения с заявлением условиям предоставления субсидии, предусмотренным пунктом 1 Правил N 576 (по виду осуществляемой экономической деятельности), в связи с чем направил 06.10.2020 Обществу уведомление N 54235 о возврате неправомерно полученной субсидии.
Поскольку Общество не осуществило возврат денежных средств, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования, посчитав, что оснований для предоставления Обществу субсидии за апрель, май 2020 года не имелось.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, исходит из следующего.
Правилами N 576 определены цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Перечень N 434).
В целях применения Правил N 576 получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Как предусмотрено в пункте 2 Правил N 576, субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 названных правил.
Условия для включения в данный реестр в целях предоставления субсидии установлены подпунктами а) - е) пункта 3 Правил N 576. В том числе, согласно подпункту в) пункта 3 Правил N 576 таким условием является отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 упомянутых Правил, то есть к отраслям, перечисленным в Перечне N 434.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 (далее - Постановление N 927) Перечень N 434 дополнен. В частности, в него внесен код 50.30 ОКВЭД "деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта". Данное постановление вступило в силу 07.07.2020.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 576 для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020.
Поскольку ООО "Теплоход СПб" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц имеет основной вид деятельности "деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта" (ОКВЭД 50.30), Общество 01.07.2020 обратилось в налоговый орган с заявлением о предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года.
Субсидия в общей сумме 218 340 руб. перечислена Обществу 02.07.2020 и 08.07.2020.
Удовлетворяя требования Инспекции о взыскании с Общества выплаченной ему субсидии как неосновательного обогащения, суды первой и апелляционной инстанции посчитали, что на дату подачи ООО "Теплоход СПб" заявления о предоставлении субсидии осуществляемый им основной вид экономической деятельности ("деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта", код 50.30 ОКВЭД) не был включен в Перечень N 434, а Постановление N 927 вступило в силу 07.07.2020 и по состоянию на 01.07.2020 не действовало, следовательно, спорная субсидия получена Обществом в отсутствие установленных на то правовых оснований и подлежит возврату.
Вместе с тем суды не учли, что правовой подход налогового органа, согласно которому Постановление N 927 не распространяется на спорные правоотношения ввиду его вступления в силу только 07.07.2020, то есть после обращения Общества с заявлением о предоставлении субсидии, фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
При этом Постановление N 927 принято до истечения срока на подачу заявления о перечислении субсидии и не имеется оснований полагать, что при его принятии преследовалась цель ограничить действие Правил N 576 посредством исключения из числа получателей субсидий за апрель и май 2020 года (как форм прямой финансовой поддержки) субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отраслях, перечисленных в упомянутом Постановлении N 927.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается, что ООО "Теплоход СПб" по состоянию на 01.03.2020 осуществляло деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта (код 50.30 ОКВЭД), данный вид деятельности указан в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве основного вида деятельности Общества и с принятием Постановления N 927 был включен в Перечень N 434, а соблюдение иных условий получения субсидии, предусмотренных пунктом 3 Правил N 576, Инспекцией не оспаривается, следует признать, что субсидия за апрель и май 2020 года предоставлена Обществу с соблюдением требований Правил N 576.
Следовательно, оснований для взыскания с ООО "Теплоход СПб" спорной субсидии в качестве неосновательного обогащения у судов не имелось, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Так как суды в полной мере установили фактические обстоятельства дела, но неправильно применили нормы материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 по делу N А56-12620/2021 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя требования Инспекции о взыскании с Общества выплаченной ему субсидии как неосновательного обогащения, суды первой и апелляционной инстанции посчитали, что на дату подачи ООО "Теплоход СПб" заявления о предоставлении субсидии осуществляемый им основной вид экономической деятельности ("деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта", код 50.30 ОКВЭД) не был включен в Перечень N 434, а Постановление N 927 вступило в силу 07.07.2020 и по состоянию на 01.07.2020 не действовало, следовательно, спорная субсидия получена Обществом в отсутствие установленных на то правовых оснований и подлежит возврату.
Вместе с тем суды не учли, что правовой подход налогового органа, согласно которому Постановление N 927 не распространяется на спорные правоотношения ввиду его вступления в силу только 07.07.2020, то есть после обращения Общества с заявлением о предоставлении субсидии, фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
При этом Постановление N 927 принято до истечения срока на подачу заявления о перечислении субсидии и не имеется оснований полагать, что при его принятии преследовалась цель ограничить действие Правил N 576 посредством исключения из числа получателей субсидий за апрель и май 2020 года (как форм прямой финансовой поддержки) субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отраслях, перечисленных в упомянутом Постановлении N 927.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается, что ООО "Теплоход СПб" по состоянию на 01.03.2020 осуществляло деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта (код 50.30 ОКВЭД), данный вид деятельности указан в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве основного вида деятельности Общества и с принятием Постановления N 927 был включен в Перечень N 434, а соблюдение иных условий получения субсидии, предусмотренных пунктом 3 Правил N 576, Инспекцией не оспаривается, следует признать, что субсидия за апрель и май 2020 года предоставлена Обществу с соблюдением требований Правил N 576."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 февраля 2022 г. N Ф07-17980/21 по делу N А56-12620/2021
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17980/2021
03.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17980/2021
04.10.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25677/2021
01.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-12620/2021