15 февраля 2022 г. |
Дело N А56-21782/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Лобынцевой А.А. (доверенность от 16.08.2021), от товарищества собственников жилья "Пискаревский пр. д. 58 к. 2" Кириллова А.А. (доверенность от 11.01.2022),
рассмотрев 14.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 по делу N А56-21782/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иском к товариществу собственников жилья "Пискаревский пр. д. 58 к. 2", адрес: 195273, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 58, корп. 2, кв. 21, ОГРН 1057811961679, ИНН 7804320934 (далее - Товарищество), о возложении обязанности в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу представить Предприятию одновременно на бумажном и на электронном носителе следующие сведения по многоквартирному дому (далее - МКД), расположенному по адресу 195273, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 58, корп. 2, а именно:
- фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД;
- наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо;
- адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилых помещениях в МКД;
- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в МКД и (или) их копии (при их наличии).
Предприятие также просило в случае неисполнения решения суда при удовлетворении исковых требований взыскать с Товарищества 1000 руб. судебной неустойки за каждый день неисполнения решения суда до момента исполнения решения суда в полном объеме.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2021 требования в части возложения обязанности на Товарищество по передаче сведений удовлетворены в полном объеме, требования в части неустойки снижены до 500 руб. за каждый день неисполнения. Также с Товарищества в пользу Предприятия взыскано 6000 руб. расходов по государственной пошлине.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 решение суда первой инстанции от 30.06.2021 отменено. В удовлетворении иска отказано. С Предприятия в пользу Товарищества взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление апелляционного суда от 26.10.2021 отменить, решение суда первой инстанции от 30.06.2021 оставить в силе.
По мнению подателя жалобы, выводы суда апелляционной инстанции о том, что судебный акт по сути будет являться неисполнимым противоречит нормам, установленным в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), которые закрепляют обязанность управляющей организации передавать сведения в адрес ресурсоснабжающей организации (далее - РСО). Также вывод суда апелляционной инстанции о том, что закон обязывает передавать сведения о собственниках/пользователях жилых помещений только при их наличии, противоречит пункту 6 Правил N 354. Осуществляя деятельность по управлению МКД, Товарищество обладает или должно обладать в отношении собственников и нанимателей жилых помещений сведениями, указанными в пункте 6 Правил N 354.
Кроме того, податель жалобы считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что Товарищество исчерпало все законные основания к получению запрашиваемых сведений.
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным, так как закон обязывает организации, осуществляющие управление МКД, в том числе товарищества собственников жилья, предоставлять РСО сведения лишь при их наличии, то есть если эти сведения ранее были переданы этим организациям, но не возлагает на них обязанности по истребованию таких сведений в целях передачи РСО. Кроме того, все имеющиеся у Товарищества сведения о собственниках жилых и нежилых помещений в МКД в соответствии с запросами истца оно передавало, однако часть информации, касающаяся мест и дат рождения, контактных телефонов и реквизитов документов, удостоверяющих личность, в отношении ряда потребителей у Товарищества отсутствует.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Товарищества с ними не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению в отношении МКД, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 58, корп. 2, собственники жилых помещений в котором с 01.10.2019 перешли на прямые договоры с РСО.
На основании протокола общего собрания собственников жилых помещений МКД от 27.03.2019 N 1 Товарищество осуществляет управление названным МКД.
Предприятие направило в адрес Товарищества письмо от 18.02.2021 N 58-13/7596 с требованием предоставить сведения, предусмотренные пунктом 6 Правил N 354.
Предприятие, ссылаясь на непредоставление Товариществом запрашиваемых сведений, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности предъявленных требований, иск в уточненной редакции удовлетворил в полном объеме, снизив при этом судебную неустойку до 500 руб. за каждый день неисполнения судебного акта.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил решение и отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 названного Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление МКД, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями" (далее - Постановление N 897) пункт 6 Правил N 354 дополнен среди прочего абзацами седьмым, восьмым, девятым, восемнадцатым, согласно которым управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо; адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в МКД и (или) их копии (при их наличии), а также иные сведения, необходимые для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с названными Правилами.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
В соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в МКД.
Согласно подпунктам "б" и "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, осуществление деятельности по управлению МКД предполагает: осуществление сбора, обновления и хранения информации о нанимателях помещений в МКД, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в МКД, включая ведение актуальных списков в электронном виде; организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая услуги и работы по управлению МКД, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД, осуществление расчетов с ресурсоснабжающими организациями.
В силу пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя в том числе информации о фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Жилищным законодательством установлен комплекс организационных и правовых средств, обеспечивающих управляющей организации (товариществу, кооперативу) возможность получения от собственника (нанимателя) необходимой информации, к числу которых относятся среди прочего: правила заключения договора о предоставлении коммунальных услуг (подпункты "в" и "г" пункта 19 Правил N 354), предполагающие предоставление информации о количестве проживающих в жилом помещении граждан; обязанность потребителя по информированию исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (подпункт "з" пункта 34 Правил N 354); право исполнителя на установление количества граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составление акта об установлении количества таких граждан (подпункт е (1) пункта 32, пункт 56 (1) Правил N 354).
Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность лица, осуществляющего управление МКД, по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом. К таким случаям относится, в частности, принятие собственниками МКД предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ решения о заключении от своего имени с ресурсоснабжающей организацией договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг.
Вместе с тем согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.02.2021 N 309-ЭС20-20782, является правомерным отказ в удовлетворении требования ресурсоснабжающей организации о предоставлении управляющей организацией затребованной информации о собственниках жилых помещений в МКД в случае, если МКД перешел на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных Постановлением N 897 (начали действовать с 31.07.2019).
В настоящем деле суды первой и апелляционной инстанций установили, что собственники помещений в МКД перешли на прямые договоры ресурсоснабжения с Предприятием с 01.10.2019, то есть уже после вступления в силу вышеуказанных изменений.
Таким образом, Предприятие правомерно обратилось в Товариществу за получением информации, предусмотренной пунктом 6 Правил N 354.
Вместе с тем, по смыслу законодательного регулирования суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что Товарищество обязано предоставлять РСО сведения лишь при их наличии, то есть если они ранее были ему переданы собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД. Поскольку на Товариществе при отсутствии у него какой-либо информации в силу закона не лежит обязанность по ее истребованию, оно исходит из имеющийся в его распоряжении информации.
Из материалов дела следует, что Товарищество все имеющиеся у него сведения о собственниках жилых и нежилых помещений в соответствии с запросами Предприятия передало.
В том числе в апелляционную инстанцию ответчиком представлены доказательства передачи истцу с сопроводительным письмом от 13.08.2021 N 682 (л.д. 60) следующих документов: подписанный сторонами акт от 13.08.2021 приема-передачи документов на бумажном и электронном носителе (л.д. 61) и реестр собственников помещений спорного МКД, содержащий сведения, составляющее предмет иска, в отношении ряда собственников и нанимателей (л.д. 56 - 59).
При этом доказательств того, что Товариществу по всем собственникам и нанимателям передана информация, в том числе включающая в себя: дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактные номера телефона или адреса электронной почты собственников и нанимателей, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение в МКД, Предприятием в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела и представленных доказательств пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и начисления судебной неустойки за неисполнение судебного акта.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку подателя жалобы на судебный акт по другому делу, выводы по которому основаны на иных фактических обстоятельствах.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия кассационной инстанции. Заявленные доводы были предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонены. Оснований для иной оценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом апелляционной инстанции применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 по делу N А56-21782/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Щуринова |
Судьи |
С.Ю. Щуринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность лица, осуществляющего управление МКД, по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом. К таким случаям относится, в частности, принятие собственниками МКД предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ решения о заключении от своего имени с ресурсоснабжающей организацией договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг.
Вместе с тем согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.02.2021 N 309-ЭС20-20782, является правомерным отказ в удовлетворении требования ресурсоснабжающей организации о предоставлении управляющей организацией затребованной информации о собственниках жилых помещений в МКД в случае, если МКД перешел на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных Постановлением N 897 (начали действовать с 31.07.2019).
В настоящем деле суды первой и апелляционной инстанций установили, что собственники помещений в МКД перешли на прямые договоры ресурсоснабжения с Предприятием с 01.10.2019, то есть уже после вступления в силу вышеуказанных изменений.
Таким образом, Предприятие правомерно обратилось в Товариществу за получением информации, предусмотренной пунктом 6 Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2022 г. N Ф07-357/22 по делу N А56-21782/2021