24 февраля 2022 г. |
Дело N А05-4415/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Боголюбовой Е.В., Дмитриева В.В.,
при участии от государственного бюджетного учреждения Архангельской области "Няндомская районная станция по борьбе с болезнями животных" Стениной Е.А. (доверенность от 10.01.2022), от Администрации Няндомского муниципального района Архангельской области Осиповой Т.В. (доверенность от 30.12.2021),
рассмотрев 24.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Няндомского муниципального района Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2021 по делу N А05-4415/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Няндомская районная станция по борьбе с болезнями животных", адрес: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. Советская, д. 50, ОГРН 1042902000460, ИНН 2918006715 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, адрес: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. 60 лет Октября, д. 13, ОГРН 1022901415954, ИНН 2918003087 (далее - Администрация), и администрации муниципального образования "Няндомское", адрес: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. 60 лет Октября, д. 13, ОГРН 1052918024477, ИНН 2918007677, о взыскании 95 490 руб. неосновательного обогащения в виде расходов по содержанию безнадзорных животных за период с 12.09.2020 по 31.12.2020, а также 30 000 руб. расходов, связанных с оплатой услуг представителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области.
Решением суда первой инстанции от 18.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.11.2021, с Администрации в пользу Учреждения взыскано 95 490 руб. неосновательного обогащения, а также 30 000 руб. в возмещение судебных издержек. В иске к администрации муниципального образования "Няндомское" отказано.
В кассационной жалобе Администрация, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просят отменить обжалуемые судебные акты, в иске к Администрации отказать.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Учреждения возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, Учреждение согласно Уставу является организацией, подведомственной инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области, и осуществляет отлов, транспортировку и содержание безнадзорных животных собственными силами и с привлечением на договорной основе иных лиц.
За период с 12.09.2020 по 31.12.2020 в соответствии с оформленными карточками N 518, 519, 520, 521, 559, 562, 563, 573, 574, 576, 577, 587, 589, 590, 591, 592, 593, 594, 5 на содержании у Учреждения находилось 19 животных, которые должны были быть приняты в муниципальную собственность.
Стоимость содержания данных животных составила 95 490 руб. 00 коп.
Претензией от 10.03.2021 N 42 Учреждение потребовал у Администрации возместить сумму расходов на содержание животных без владельцев в размере 95 490 руб.
Письмом от 17.03.2021 N 799 Администрация отказала в возмещении расходов.
Поскольку Администрация отказалась произвести возмещение затрат на содержание животных, Учреждение обратилось в суд с иском.
Суды, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 64, 71, 168 АПК РФ, руководствуясь статьями 137, 210, 230, 231, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) нормами Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", удовлетворили требования Учреждения к Администрации в полном объеме. В иске к администрации муниципального образования "Няндомское" отказали.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В соответствии со статьями 230 - 232 ГК РФ лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления. Лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости. Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорного домашнего животного их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержащегося у него животных они поступает в муниципальную собственность и используется в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
В силу подпункта 82 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
Порядок отлова, учета, транспортировки, содержания и использования безнадзорных животных на территории Архангельской области утвержден постановлением правительства Архангельской области от 12.12.2012 N 572-пп (далее - Порядок N 572-пп.).
Согласно пункту 4 Порядка N 572-пп учет и использование животных без владельцев осуществляют государственные учреждения Архангельской области, подведомственные инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области.
Отлов, транспортировку и содержание животных без владельцев осуществляют государственные учреждения самостоятельно и (или) с привлечением на договорной основе юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 572-ПП, организация по отлову животные без владельцев, осуществившая отлов животного без владельцев, обязана возвратить его владельцу, а если владелец такого животного или место его пребывания не известны - представить не позднее трех дней с момента задержания информацию об обнаруженном животном без владельцев в подразделение полиции или в орган местного самоуправления городского округа или поселения Архангельской области, которые принимают меры к розыску владельца.
Пунктом 12 Порядка N 572-пп установлено, что работники организации по отлову животных без владельцев доставляют отловленных животных без владельцев в специальное отведенное помещение для содержания животных без владельцев (пункт временного содержания), где такие животные подлежат клиническому осмотру работником государственной ветеринарной службы Архангельской области в день отлова с целью выявления заразных и иных заболеваний. Отловленные животные без владельцев подлежат учету в день отлова. На каждое отловленное животное, доставленное в пункт временного содержания, оформляется карточка учета. Учет животных без владельцев ведется по форме реестра по учету животных без владельцев (пункт 14 Порядка N 572-пп).
В силу пункта 22 Порядка N 572-пп отловленные животные без владельцев содержатся в пункте временного содержания в течение 6 месяцев.
Согласно пункту 31 Порядка N 572-пп формами использования животных без владельцев являются: возврат животного их владельцам; уничтожение и утилизация животных без владельцев; передача в муниципальную собственность.
Таким образом, в соответствии с пунктом 31 Порядка N 572-пп одной из форм использования животных без владельцев является передача их в муниципальную собственность.
Животные без владельцев, не возвращенные их владельцам, не подлежащие уничтожению и утилизации, передаются в муниципальную собственность муниципального образования Архангельской области, на территории которого отловлено животное (пункт 39 Порядка N 572- пп).
Как установлено судами, в период с 12.09.2020 по 31.12.2020 на содержании у истца находилось 19 безнадзорных животных, на которых оформлены карточки учета от 12.03.2020 N 518, 519, 520, 521, от 10.04.2020 N 559, 562, 563, от 26.05.2020 N 573, 574, 576, 577, от 02.06.2020 N 587, 589, 590, 591, 592, 593, 594, от 14.06.2020 N 5.
В материалы дела представлены копии заявок на отлов безнадзорных животных, копии журнала регистрации информации о местах нахождения безнадзорных животных и уведомления об отлове животных от 14.05.2020 N 71, от 29.05.2020 N 95, от 18.08.2020 N 167, от 18.08.2020 N 168, от 18.09.2020 N 184.
Из уведомлений следует, что Администрации направлялись сведения об отловленных животных без владельцев, необходимые для решения вопроса о принятии животных в муниципальную собственность.
Таким образом, как верно указано судами и с учетом положений статьи 210 ГК РФ, муниципальное образование, будучи собственником спорного имущества, которое при отсутствии каких-либо правовых оснований находилось у Учреждения, должно исполнить обязанности собственника, приняв надлежащие меры по содержанию этого имущества.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Администрация от содержания животных и несения затрат уклонилась, тем самым сберегла за счет Учреждения денежные средства, которые она должна была бы потратить при надлежащем содержании спорного имущества.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск к Администрации.
Доводы подателя жалобы, иное толкование им действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2021 по делу N А05-4415/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Няндомского муниципального района Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
...
Из уведомлений следует, что Администрации направлялись сведения об отловленных животных без владельцев, необходимые для решения вопроса о принятии животных в муниципальную собственность.
Таким образом, как верно указано судами и с учетом положений статьи 210 ГК РФ, муниципальное образование, будучи собственником спорного имущества, которое при отсутствии каких-либо правовых оснований находилось у Учреждения, должно исполнить обязанности собственника, приняв надлежащие меры по содержанию этого имущества.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2022 г. N Ф07-20248/21 по делу N А05-4415/2021
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3560/2022
24.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20248/2021
23.11.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8994/2021
08.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13814/2021
18.08.2021 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4415/2021
13.07.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5871/2021