02 марта 2022 г. |
Дело N А56-38453/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Серовой В.К. и Щуриновой С.Ю.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Ильиной С.А. (доверенность от 19.10.2021), от товарищества собственников жилья "Коллонтай, 23" Петровской А.А. (доверенность от 01.03.2022),
рассмотрев 02.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу N А56-38453/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Коллонтай, 23", адрес: 193231, Санкт-Петербург, ул. Коллонтай, д. 23, корп. 3, ОГРН 1117847150387, ИНН 7811490888 (далее - Товарищество), об обязании в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу представить истцу одновременно на бумажном и на электронном носителе следующие сведения по многоквартирному дому Товарищества:
1. Фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес эл. почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме;
2. Наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
3. Адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме;
4. Реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
Также истец просил взыскать с ответчика 1000 руб. неустойки за каждый день неисполнения решения суда до момента его исполнения в полном объеме.
Решением суда от 16.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.11.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Податель жалобы отмечает, что перешел на прямые договоры с населением с 01.09.2019, то есть после вступления в силу изменений, внесенных в пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Товарищества с ними не согласился.
Законность решения и постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Товарищество управляет многоквартирным жилым домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коллонтай, дом 23, корп. 3.
Предприятие поставляло тепловую энергию в указанный дом на основании договора от 01.07.2011 N 12262.038.1, заключенного с Товариществом.
Как указало Предприятие, на основании части 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) оно с 01.09.2019 перешло с собственниками и нанимателями жилых помещений на прямые договоры ресурсоснабжения.
Письмом от 18.02.2021 Предприятие запросило у Товарищества сведения, предусмотренные, в том числе, пунктом 6 Правил N 354.
Непредставление Товариществом сведений в полном объеме послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды отказали Предприятию в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что собственники и наниматели жилых помещений многоквартирного жилого дома Товарищества перешли на прямые договоры с истцом до вступления в силу изменений в пункт 6 Правил N 354. Апелляционный суд установил, что переход на прямые договоры состоялся с 01.07.2019.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Собственниками помещений спорного многоквартирного дома 30.05.2019 в соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ принято решение о заключении с 01.07.2019 договоров о предоставлении коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Оригинал протокола общего собрания от 30.05.2019 Предприятие получило 18.06.2019 и в письме от 18.06.2019 N 58-49/23285, адресованном Товариществу, указало на непредставление им в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ копий решений собственников помещений по вопросу принятия решений о заключении договоров ресурсоснабжения от своего имени.
Товарищество 26.06.2019 направило Предприятию копии решений собственников на 125 листах.
Предприятие указывает, что при определении даты начала предоставления коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения оно в соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ приняло решение о переносе в пределах 3-х календарных месяцев срока заключения договоров с собственниками, то есть с 01.09.2019.
Между тем, вопреки требованиям приведенной нормы, Предприятие в течение пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола не уведомило о своем решении о переносе срока заключения прямых договоров лицо, по инициативе которого было созвано собрание.
Поскольку обратное истец не доказал, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что переход на прямые договоры состоялся 01.07.2019.
Кассационная инстанция оснований для иных выводов в данной части не находит.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 ЖК РФ, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета.
В соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Согласно подпунктам "б" и "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, осуществление деятельности по управлению многоквартирным жилым домом предполагает: осуществление сбора, обновления и хранения информации о нанимателях помещений, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном жилом доме, включая ведение актуальных списков в электронном виде; организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе, начисление обязательных платежей и взносов, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, осуществление расчетов с ресурсоснабжающими организациями.
В силу пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя, в том числе, информации о: фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Жилищным законодательством установлен комплекс организационных и правовых средств, обеспечивающих исполнителю возможность получения от собственника (нанимателя) необходимой информации, к числу которых относятся, в том числе: правила заключения договора о предоставлении коммунальных услуг (подпункты "в" и "г" пункта 19 Правил N 354), предполагающие предоставление информации о количестве проживающих в жилом помещении граждан; обязанность потребителя по информированию исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (подпункт "з" пункта 34 Правил N 354); право исполнителя на установление количества граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составление акта об установлении количества таких граждан (подпункт е(1) пункта 32, пункт 56(1) Правил N 354).
Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность исполнителя по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом. К таким случаям относится, в частности, принятие собственниками помещений предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ решения о заключении от своего имени с ресурсоснабжающей организацией договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Предприятия подтвердил тот факт, что истец получил от Товарищества такую информацию, как фамилия, имя, отчество собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме; наименование и место государственной регистрации юридического лица, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; наименование жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме.
Представитель Товарищества также утверждал, что в бюллетенях для голосования на собрании от 30.05.2019, которые были переданы Предприятию, собственники помещений указали реквизиты документов, подтверждающих право собственности.
Представитель Предприятия это утверждение не опроверг.
Таким образом, требования Предприятия фактически сводятся к обязанию ответчика представить персональные данные собственников помещений в соответствии с пунктом 6 Правил N 354, а именно дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес эл. почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме.
Ответчик ссылается на отсутствие у него такой информации.
Приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, наличие у Предприятия информации о владельцах жилых помещений, необходимой для начисления платы, суды указали на отсутствие обязанности по передаче персональных сведений собственников помещений на момент перехода их на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Нормы материального права, регулирующие спорные отношения, применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальных нарушений не допущено, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу N А56-38453/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность исполнителя по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом. К таким случаям относится, в частности, принятие собственниками помещений предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ решения о заключении от своего имени с ресурсоснабжающей организацией договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг.
...
Представитель Предприятия это утверждение не опроверг.
Таким образом, требования Предприятия фактически сводятся к обязанию ответчика представить персональные данные собственников помещений в соответствии с пунктом 6 Правил N 354, а именно дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес эл. почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2022 г. N Ф07-355/22 по делу N А56-38453/2021