16 марта 2022 г. |
Дело N А56-111714/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного унитарного дорожного предприятия "Центр" Вагановой Т.С. (доверенность от 13.09.2021),
рассмотрев 14.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 по делу N А56-111714/2020,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное унитарное дорожное предприятие "Центр", адрес: 199406, Санкт-Петербург, Малый пр-кт В.О., д. 68, ОГРН 1037843063708, ИНН 7812021254 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), о признании недействительным решения от 18.11.2020 по жалобе N Т02-868/20.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Минерал Инвест", адрес: 127299, Москва, ул. Большая Академическая, д. 5А, ОГРН 5077746785067, ИНН 7714695135 (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 23.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.10.2021 решение суда первой инстанции отменено, решение Управления признано недействительным в части пунктов 1, 2, 4. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, поскольку в Приложении N 2 к Техническому заданию закупочной документации необоснованно предъявлены ненадлежащие, не соответствующие предмету закупки требования о том, что товар должен соответствовать требованиям ГОСТ-30108-94 "Межгосударственный стандарт. Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов", введенного в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 30.06.1994 N 18-48 (далее - ГОСТ-30108-94), и СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности. Санитарные правила и нормативы. НРБ-99/2009", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.07.2009 N 47 (далее - СанПиН 2.6.1.2523-09).
В судебном заседании представитель Предприятия возразила против доводов жалобы по мотивам отзыва, отметила наличие в отношении аналогичных закупок и требований заказчика решений УФАС, противоположных его настоящему решению.
Управление, Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет 26.10.2020 опубликовано извещение N 32009614584 о проведении Предприятием (организатор торгов) аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку технической соли (концентрат минеральный - галит, обработанный антислеживателем) для приготовления песко-соляной смеси для обработки автомобильных дорог регионального значения в зимний период 2020 - 2021 годы, а также документация об аукционе (далее - Документация). Начальная (максимальная) цена контракта: 82 227 400 руб.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке Предприятия, версия 41 от 26.08.2020, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте в Реестре опубликованных положений о закупках, а также Документацией.
Согласно протоколу от 12.11.2020 победителем закупки признано Общество.
В УФАС поступила жалоба ООО "Абсолют" (от 10.11.2020 вх. N 40659-ЭП/20) на действия Предприятия при организации и проведении названного аукциона в связи с незаконным установлением организатором торгов в приложении к Техническому заданию Документации требований о соответствии поставляемого товара положениям ГОСТ-30108-94 и СанПиН 2.6.1.2523-09, не нормирующих показатели или характеристики технической соли.
Решением УФАС от 18.11.2020 по жалобе N Т02-868/20 жалоба ООО "Абсолют" признана обоснованной (пункт 1), в действиях Предприятия при организации и проведении аукциона признано нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, части 8, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем необоснованного предъявления в Приложении N 2 к Техническому заданию Документации не соответствующих предмету закупки требований о соответствии товара ГОСТ 30108-94, СанПиН 2.6.1.2523-09 (пункт 2). Предписание об устранении выявленных нарушений решено не выдавать ввиду наличия ранее выданного предписания от 18.11.2020 (пункт 3). Согласно пункту 4 решения Управление решило передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
Не согласившись с указанным решением, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что решение Управления соответствует действующему законодательству, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции не согласился, признал решение Управления недействительным в части пунктов 1, 2, 4. В удовлетворении остальной части заявленных требований (пункт 3 решения Управления) отказал.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно пункту 5.4 Технического задания Документации поставляемый товар должен соответствовать требованиям ОДН 218.2.027-2003 "Отраслевые дорожные нормы. Требования к противогололедным материалам", утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 16.06.2003 N ОС-548-р (далее - ОДН 218.2.027-2003), и изготавливаться по технологической документации, утвержденной в установленном порядке с соблюдением санитарных норм и правил, пройти экспертизу химического анализа, быть обработанным антислеживателем. При этом эффективность обработки антислеживателем проверяется при приемке товара и в течение всего гарантийного срока.
Приложением N 2 к Техническому заданию Документации установлено, что товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 30108-94, СанПиН 2.6.1.2523-09.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанным к товару необоснованно предъявляются ненадлежащие требования, не соответствующие предмету закупки.
Суд апелляционной инстанции с указанным выводом обоснованно не согласился.
Судами установлено, что товар - техническая соль используется в процессе исполнения контракта по уборке улично-дорожной сети города Санкт-Петербурга.
ОДН 218.2.027-2003, указанный в пункте 5.4 Технического задания, разработан по заданию Федерального дорожного агентства для организации выпуска отечественных противогололедных материалов, удовлетворяющих сменным требованиям и нормам, с целью повышения качества выпускаемых отечественной промышленностью противогололедных материалов (далее - ПГМ) и эффективности борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах Российской Федерации.
Пунктом 6.1 ОДН 218.2.027-2003 установлено, что свойства химических ПГМ оцениваются по показателям, объединенным в четыре группы: органолептические, физико-химические, технологические и экологические.
К экологическим относятся: удельная эффективная активность естественных радионуклидов; коррозионная активность на металл; агрессивное воздействие на цементобетон (пункт 6.1.4 ОДН 218.2.027-2003).
При этом согласно пункту 6 Таблицы 3 ОДН 218.2.027-2003 удельная эффективная активность естественных радионуклидов для дорог и улиц в населенных пунктах установлена не более 740 Бк/кг, для внегородских дорог - не более 1500 Бк/кг.
В целях оптимизации требований, предъявляемых к ПГМ при зимнем содержании автомобильных дорог, до внесения изменений в ОДН 218.2.027-2003 Федеральным дорожным агентством письмом от 08.09.2006 N 01-28/6301 были утверждены Временные требования к противогололедным материалам, обязательные к применению.
Апелляционный суд отметил, что заявитель в рамках исполнения государственных контрактов использует ПГМ в процессе деятельности по уборке улично-дорожной сети Санкт-Петербурга.
Следовательно, используемые ПГМ должны соответствовать Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", требования к ПГМ содержат экологические нормы, отсылающие к ГОСТ 30108-94 (пункт 4.1 таблицы).
Для твердых материалов (минеральная соль - галит) требования к ПГМ содержат ссылку на ГОСТ 30108-94 (пункты 1.6, 3.3, 4.3).
Требования СанПиН 2.6.1.2523-09 применяются для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения, в том числе природных источников. Техническая соль является природным минеральным продуктом, основным химическим элементом которого является хлорид натрия (NaCl), следовательно, ее, как не отрицается Управлением, можно отнести к природным источникам ионизирующего воздействия.
В пункте 5.3.4 СанПиН 2.6.1.2523-09 установлены пределы эффективной удельной активности (Аэфф) природных радионуклидов в строительных материалах (щебень, гравий, песок, бутовый и пиленный камень, цементное и кирпичное сырье и пр.), добываемых на их месторождениях или являющихся побочным продуктом промышленности, а также отходах промышленного производства, используемых для изготовления строительных материалов (золы, шлаки и пр.).
Пунктом 4 СанПиН 2.6.1.2523-09 установлены требования к защите от природного облучения в производственных условиях. Пунктом 4.1 СанПиН 2.6.1.2523-09 определены пределы эффективной дозы облучения природными источниками излучения всех работников, включая персонал. В пункте 4.2 СанПиН 2.6.1.2523-09 установлены средние значения радиационных факторов в течение года.
Учитывая изложенное, а также то, что спорная закупка осуществлялась для приготовления песко-соляной смеси для обработки автомобильных дорог в городской среде (Санкт-Петербурге), товар должен быть безопасен как для окружающей среды, так и для граждан, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что включение и Приложение N 2 к Техническому заданию Документации требования о соответствии товара ГОСТ 30108-94 и СанПиН 2.6.1.25233-09 соответствует предмету закупки, описанию объекта закупки в Приложении N 2 к Техническому заданию Документации, согласуется с ОДН 218.2.027-2003, не противоречит действующему законодательству. Кроме того, все требования, предъявленные к участникам закупки в Документации, являлись равнозначными для всех потенциальных участников и четко сформулированными. Рассматриваемые требования заказчика не были произвольными и излишними, сопряжены с отраслевыми требованиями экологической безопасности дорожных материалов. УФАС не доказано, что такие требования направлены на создание необоснованных преимуществ определенному участнику либо кругу лиц.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии вмененных Предприятию нарушений и незаконности пунктов 1, 2 и 4 оспоренного решения УФАС.
В отношении пункта 3 решения УФАС, согласно которому Управление решило не выдавать Предприятию предписание об устранении выявленных нарушений ввиду наличия иного предписания от 18.11.2020, выданного на основании решения от 18.11.2020 N Т02-867/20, апелляционный суд посчитал, что данный пункт не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления в этой части, с чем Предприятие не спорит.
С учетом указанного постановление суда апелляционной инстанции является правильным, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 65-71, 200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованного судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 по делу N А56-111714/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 СанПиН 2.6.1.2523-09 установлены требования к защите от природного облучения в производственных условиях. Пунктом 4.1 СанПиН 2.6.1.2523-09 определены пределы эффективной дозы облучения природными источниками излучения всех работников, включая персонал. В пункте 4.2 СанПиН 2.6.1.2523-09 установлены средние значения радиационных факторов в течение года.
Учитывая изложенное, а также то, что спорная закупка осуществлялась для приготовления песко-соляной смеси для обработки автомобильных дорог в городской среде (Санкт-Петербурге), товар должен быть безопасен как для окружающей среды, так и для граждан, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что включение и Приложение N 2 к Техническому заданию Документации требования о соответствии товара ГОСТ 30108-94 и СанПиН 2.6.1.25233-09 соответствует предмету закупки, описанию объекта закупки в Приложении N 2 к Техническому заданию Документации, согласуется с ОДН 218.2.027-2003, не противоречит действующему законодательству. Кроме того, все требования, предъявленные к участникам закупки в Документации, являлись равнозначными для всех потенциальных участников и четко сформулированными. Рассматриваемые требования заказчика не были произвольными и излишними, сопряжены с отраслевыми требованиями экологической безопасности дорожных материалов. УФАС не доказано, что такие требования направлены на создание необоснованных преимуществ определенному участнику либо кругу лиц.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 по делу N А56-111714/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2022 г. N Ф07-19307/21 по делу N А56-111714/2020