31 марта 2022 г. |
Дело N А42-6183/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Родина Ю.А., рассмотрев 31.03.2022 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Илим-ТНП" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021 по делу N А42-6183/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Илим-ТНП", адрес: 165650, Архангельская обл., г. Коряжма, ул. имени Дыбцына, д. 42, ОГРН 1032901471844, ИНН 2905007302 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Мурманской таможни, адрес: 183010, г. Мурманск, ул. Горького, д. 15, ОГРН 1025100864095, ИНН 5192160036 (далее - Таможня), от 01.07.2021 N 10207000-520/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 06.10.2021 признано незаконным и отменено оспариваемое постановление таможенного органа в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановлением апелляционного суда от 21.12.2021 решение от 06.10.2021 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление от 29.12.2021 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 08.09.2021.
По мнению подателя жалобы, срок давности привлечения к административной ответственности за спорное правонарушение начинает течь с момента наступления у заявителя обязанности по представлению статистической формы учета перемещения товаров, а не с момента представления соответствующей статистической формы в таможенный орган. Поскольку срок давности за правонарушение, выраженное в неисполнении обязанности по представлению статистической формы учета перемещения товаров, начинает течь с 11.06.2020, постановление могло быть вынесено Таможней не позднее 10.06.2021.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемое постановление законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество 09.04.2021 представило в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, содержащую сведения о поступивших Обществу в мае 2020 года из Республики Беларусь товаров на основании договора от 22.11.2018 N П/73-18 по товарным накладным от 04.05.2020 N 0684164, 0684165 и счетам-фактурам от 04.05.2020 N 651, 653.
В соответствии с пунктом 7 действовавших до 23.07.2020 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 (далее - Правила N 1329), Общество должно было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров в срок до 10.06.2020 (включительно).
По факту несвоевременного представления Обществом статистической формы учета перемещения товаров за май 2020 года Таможня составила протокол об административном правонарушении от 03.06.2021 и вынесла оспариваемое постановление о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями пунктов 4 - 10 Правил N 1329, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным.
Однако суд отменил оспариваемое постановление, установив на момент его вынесения пропуск срока давности привлечения Общества к административной ответственности. При этом суд исходил из того, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с 10.06.2020 - даты совершения административного правонарушения, выразившегося в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров представлена не была, последним днем срока привлечения к административной ответственности является 10.06.2021.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции. Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд апелляционной инстанции, согласившись с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, указал, что срок давности привлечения к ответственности не пропущен.
Суд кассационной инстанции, ознакомившись с доводами кассационной жалобы, считает, что обжалуемое постановление подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров (пункт 6 Правил N 1329).
В пункте 7 Правил N 1329 указано, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 1329 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела подтверждается факт представления Обществом в таможенный орган в электронном виде 09.04.2021 статистической формы учета перемещения товаров за май 2020 года с системным номером ED20210409152241234 с нарушением установленного срока, то есть несвоевременно.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 19.7.13 КоАП РФ, что не оспаривается Обществом.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Применительно к диспозиции статьи 19.7.13 КоАП РФ правонарушение в виде несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров выражается в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров представлена не была, правонарушение совершено в форме бездействия.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Таким образом, в настоящем деле предельным сроком исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров являлось 10.06.2020, вследствие чего с 11.06.2020 срок являлся пропущенным и именно в эту дату правонарушение считается совершенным. Соответственно, с 11.06.2020 начал исчисляться годичный срок давности привлечения к ответственности, поэтому привлечение Общества к ответственности 01.07.2021 незаконно.
В соответствии с разъяснениями, изложениями в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечении к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, на дату принятия оспариваемого постановления Общество уже не могло быть привлечено к административной ответственности за совершение спорного административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с правильно установленными обстоятельствами дела, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, и с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права, следует признать, что у суда апелляционной инстанции не имелось оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены законного решения суда первой инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права, поэтому суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 и статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021 по делу N А42-6183/2021 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.10.2021 по делу N А42-6183/2021.
Судья |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
...
В соответствии с разъяснениями, изложениями в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и положениями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечении к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2022 г. N Ф07-3370/22 по делу N А42-6183/2021