31 марта 2022 г. |
Дело N А66-9021/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу Алексеев С.А. (доверенность от 27.12.2021 N 1-118),
рассмотрев 30.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу N А66-9021/2021,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, адрес: 123022, Москва, Большая Декабрьская ул., д. 7, корп. 3, ОГРН 1097746596672, ИНН 7710757158 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Акрополь Тверь", адрес: 170033, г. Тверь, бульв. Цанова, д. 6, лит. А, комн. 54, этаж 1, ОГРН 1156952014427, ИНН 6950037338 (далее - Общество, ООО "Акрополь Тверь"), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен конкурсный управляющий ООО "Акрополь Тверь" Петров Владимир Александрович.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 27.09.2021 Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 1 500 000 руб.; алкогольная продукция, изъятая по протоколу изъятия от 30.03.2021 N 0101/290321/00967-4ю, признана подлежащей утилизации в установленном порядке.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 решение суда первой инстанции изменено в части признания алкогольной продукции подлежащей утилизации, соответствующий абзац исключен из резолютивной части решения от 27.09.2021.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить постановление от 13.12.2021 в части изменения решения от 27.09.2021, то есть в части отказа в признании изъятой алкогольной продукции подлежащей утилизации. Управление настаивает на том, что в соответствии с действующим законодательством алкогольная продукция, изъятая из оборота в связи с отсутствием у ООО "Акрополь Тверь" соответствующей лицензии, должна быть уничтожена. Вывод апелляционного суда о том, что такая мера, как утилизация (уничтожение) алкогольной продукции, включенной в конкурсную массу должника, повлечет причинение вреда кредиторам, по мнению Управления, противоречит как действующему законодательству, так и сложившейся судебной практике.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании поступившей от Управления лицензирования и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка информации (письма от 02.03.2021 N 3610/01-02, акта снятия остатков от 09.02.2021 N у1-а102/08, отчета об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по дате розлива/ввоза по товарно-транспортной накладной) по 1-му регистру на 29.03.2021 на 15 ч 36 мин) Управлением в отношении ООО "Акрополь Тверь" определением от 29.03.2021 возбуждено дело N 0101/290321/00967 об административном правонарушении и проведении по нему административного расследования.
В ходе административного расследования Управлением установлено, что полученная Обществом лицензия на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции от 28.01.2016 N 693АП0005173 прекратила свое действие 28.01.2021. При этом 30.03.2021, то есть по истечении установленных пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) двух месяцев с момента прекращения действия лицензии, Общество в нарушение пункта 2 статьи 20, пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ хранило остатки спиртосодержащей продукции, количество и перечень которой отражены в протоколе осмотра от 30.03.2021 N 0101/290321/00967-3ю и протоколе изъятия от 30.03.2021 N 0101/290321/00967-4ю.
В связи с выявленным нарушением Управление 07.05.2021 составило в отношении ООО "Акрополь Тверь" протокол N 0101/290321/00967-8ю об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, и на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по указанной квалификации.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Акрополь Тверь" состава вменяемого правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 500 000 руб. и признал изъятую алкогольную продукцию подлежащей утилизации в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции в части привлечения Общества к административной ответственности.
Однако, установив введение в отношении ООО "Акрополь Тверь" конкурсного производства и включение спорной алкогольной продукции в конкурсную массу должника (банкрота), апелляционная инстанция изменила решение суда первой инстанции, исключив из его резолютивной части применение дополнительного наказания в виде утилизации изъятой алкогольной продукции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Управления не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 19.05.2020 по делу N А66-3836/2020 ООО "Акрополь Тверь" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев. В рамках указанного дела конкурсное производство неоднократно продлевалось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона N 127-ФЗ) все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Судами установлено и Управлением не оспаривается, что имеющиеся у Общества остатки алкогольной продукции включены в конкурсную массу и были 22.12.2020 выставлены на торги, которые признаны несостоявшимися.
Учитывая указанные обстоятельства, а также позицию, изложенную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2011 N 6-П и от 18.02.2019 N 11-П и пункте 14 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018 (далее - Обзор ВС РФ от 19.09.2018), апелляционный суд счел возможным не применять к Обществу дополнительное наказание в виде утилизации изъятой алкогольной продукции.
Указанное действие суда апелляционной инстанции, повторно рассматривающего административное дело, соответствует положению части 3 статьи 3.3 КоАП РФ. Согласно указанной норме, если санкция статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.
В пункте 14 Обзора ВС РФ от 19.09.2018 разъяснено, что включенные в конкурсную массу остатки алкогольной и спиртосодержащей продукции по истечении предусмотренных пунктом 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ двух месяцев изъятию на основании пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ не подлежат.
Как указано в названном Обзоре, при оценке судом решения уполномоченного органа требуется совокупное толкование норм Закона N 127-ФЗ и Закона N 171-ФЗ в их нормативном единстве, которое позволяет принять судебный акт, отвечающий целям законодательства, положенным как в основу регулирования оборота алкогольной продукции, так и в основу норм о банкротстве.
Применительно к рассматриваемому случаю следует отметить, что на складе Общества хранится алкогольная продукция, остатки который сняты под контролем уполномоченного органа и легальность которой подтверждена.
То обстоятельство, что у Общества окончился срок действия соответствующей лицензии, который в силу объективных причин не мог быть продлен, само по себе не влечет признание данной продукции находящейся в незаконном обороте, и в целях реализации положений Закона N 127-ФЗ (удовлетворения требований кредиторов) такая продукция может быть выставлена на торги с учетом требований Закона N 171-ФЗ.
В таком случае следует признать обоснованным вывод апелляционного суда о достаточности назначения Обществу основного наказания в виде административного штрафа и отсутствии оснований для применения дополнительного наказания в виде утилизации алкогольной продукции.
Применение дополнительного наказания в виде утилизации включенной в конкурсную массу должника (банкрота) продукции, которая соответствует требованиям, законодательно предъявляемым к такого рода продукции, не отвечает принципам дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы Управления не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу N А66-9021/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано в названном Обзоре, при оценке судом решения уполномоченного органа требуется совокупное толкование норм Закона N 127-ФЗ и Закона N 171-ФЗ в их нормативном единстве, которое позволяет принять судебный акт, отвечающий целям законодательства, положенным как в основу регулирования оборота алкогольной продукции, так и в основу норм о банкротстве.
...
То обстоятельство, что у Общества окончился срок действия соответствующей лицензии, который в силу объективных причин не мог быть продлен, само по себе не влечет признание данной продукции находящейся в незаконном обороте, и в целях реализации положений Закона N 127-ФЗ (удовлетворения требований кредиторов) такая продукция может быть выставлена на торги с учетом требований Закона N 171-ФЗ.
...
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу N А66-9021/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2022 г. N Ф07-1136/22 по делу N А66-9021/2021