07 апреля 2022 г. |
Дело N А52-2805/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Родина Ю.А., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ультра-В" директора Ибрагимова И.Р., от Псковской таможни представителя Яковлевой И.А. (доверенность от 01.02.2022),
рассмотрев 31.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ультра-В" на решение Арбитражного суда Псковской области от 23.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021 по делу N А52-2805/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ультра-В", адрес: 180000, г. Псков, ул. Некрасова, д. 56, кв. 28, ОГРН 1084704001744, ИНН 4704076412 (далее - ООО "Ультра-В", общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным требования Псковской таможни, адрес: 180000, г. Псков, ул. Воровского, д. 20, ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031 (далее - таможня), от 17.04.2020 о проведении операций в отношении товара и транспортного средства.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 26.11.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2021 решение суды первой инстанции от 26.11.2020 и постановление апелляционного суда от 08.02.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Псковской области.
По итогам нового рассмотрения дела решением Арбитражного суда Псковской области от 23.08.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Ультра-В", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судебных инстанций обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 23.08.2021 и постановление от 15.11.2021 и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно признали оспариваемое требование таможенного органа законным, поскольку в силу пункта 2 статьи 348 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) общество, выступающее в качестве перевозчика, обязано только способствовать совершению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые оно перевозит (транспортирует), и транспортных средств, которыми осуществляется перевозка (транспортировка) таких товаров. При этом общество полагает, что в настоящем случае ООО "Ультра-В" как перевозчик не обладало полномочиями в отношении товаров, а выводы судов об обратном ошибочны, соответственно, таможенный орган неправомерно возложил на него обязанность произвести погрузо-разгрузочные работы.
В судебном заседании представитель ООО "Ультра-В" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель таможни возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.04.2020 в 14 час. 58 мин. с целью убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Убылинка прибыло принадлежащее обществу, выступающему перевозчиком, транспортное средство международной перевозки с государственным регистрационным номером Р711МУ60/АА657160.
Согласно представленным перевозчиком таможенному органу документам (CMR от 09.04.2020 N 8517054, инвойсу от 09.04.2019 N 04/0312014151/000906/W, декларации на товары N 10210200/090420/0095112) в названном транспортном средстве перемещался товар "проволока - заготовка стальная_", весом брутто 21 302 кг; отправитель - ОАО "Северсталь-метиз" (Россия), получатель - компания "Firma HEKO INDUSTRIEERZEUGNISSE GMBH" (Германия).
В ходе транспортного контроля таможней произведено взвешивание транспортного средства с товаром, по результатам которого выявлен перевес на 1547 кг, что послужило основанием для применения интуитивного профиля риска N 55/100000/11062008/00227, предусматривающего проведение таможенного досмотра.
Таможенный орган 17.04.2020 сформировал поручение на проведение таможенного досмотра N 102509150/170420/001268.
В этот же день водителю перевозчика вручены уведомление о проведении таможенного досмотра, требование о предъявлении товаров с указанием даты и времени проведения таможенного досмотра, а также требование от 17.04.2020 о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств, предписывающее обществу провести в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, транспортировку, взвешивание, погрузку, выгрузку, вскрытие упаковки, упаковку, разделение товарной партии по отдельным видам и (или) наименованиям товаров.
Посчитав требование таможни о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств от 17.04.2020 незаконным, ООО "Ультра-В" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При новом рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся и дополнительно представленные сторонами доказательства, отказали в удовлетворении заявленных требований, установив, что оспариваемое требование выставлено обществу на основании пункта 1 статьи 348 ТК ЕАЭС как лицу, обладающему полномочиями в отношении перемещаемого товара.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В силу статьи 322 ТК ЕАЭС к формам таможенного контроля отнесены таможенный досмотр, получение объяснений и проверка таможенных, иных документов и (или) сведений.
В статье 328 ТК ЕАЭС установлено, что таможенный досмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (пункт 1 статьи 328 ТК ЕАЭС).
Таможенный досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль (пункт 2 статьи 328 ТК ЕАЭС).
При этом по общему правилу таможенный орган уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица установлены (пункт 3 статьи 328 ТК ЕАЭС).
По требованию таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при проведении таможенного досмотра и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством (пункт 5 статьи 328 ТК ЕАЭС).
Указанная норма подлежит применению во взаимосвязи с положениями статьи 348 ТК ЕАЭС, согласно пункту 1 которой при проведении таможенного контроля по требованию таможенного органа декларант, владелец склада временного хранения или таможенного склада, таможенный представитель и (или) иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести перевозку (транспортировку), взвешивание или обеспечить определение количества товаров иным способом, произвести погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и иных мест, в которых находятся (могут находиться) такие товары.
В силу требований пункта 2 статьи 348 ТК ЕАЭС перевозчик обязан способствовать совершению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит (транспортирует), и транспортных средств, которыми осуществляется перевозка (транспортировка) таких товаров.
Из материалов дела видно, что оспариваемое требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств от 17.04.2020 направлено обществу на основании пункта 1 статьи 348 ТК ЕАЭС.
В обоснование свой позиции по настоящему делу общество указало, что поскольку ООО "Ультра-В" являлось перевозчиком и не обладало полномочиями в отношении товаров, то у таможенного органа отсутствовали правовые основания для направления ему на основании пункта 1 статьи 348 ТК ЕАЭС требования от 17.04.2020.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из того, что положения пункта 2 статьи 348 ТК ЕАЭС, на которые ссылается общество, не исключают предъявление таможенным органом к перевозчику предусмотренных пунктом 1 названной нормы требований о проведении грузовых и иных операций в отношении перемещаемых товаров в том случае, если перевозчик является лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров.
Суды установили, что при прибытии на таможенный пост МАПП Убылинка водителем ООО "Ультра-В" Кондратьевым А.Ю. таможенному органу представлена доверенность от 20.05.2019, согласно которой Кондратьев А.Ю. уполномочен представлять интересы общества при таможенном транзите в таможенных органах, иных организациях, в том числе в связи с заключенными договорами на оказание услуг, выполнение работ, подписывать договоры об оказании услуг, выполнении работ, акты об оказании услуг, выполнении работ, получать счета, счета-фактуры, оплачивать денежные средства за оказанные услуги, выполненные работы, совершать иные сопутствующие действия.
В ходе опроса водитель сообщил, что перевозчик обладает полномочиями в отношении товаров.
С учетом полученной информации таможенный орган, исходя из требований пункта 1 статьи 348 ТК ЕАЭС и полномочий представителя перевозчика, указанных в доверенности от 20.05.2019, вручил водителю общества оспариваемое требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств от 17.04.2020, а также требование о предъявлении товаров и транспортных средств, уведомление о проведении таможенного досмотра.
Доводы общества о некорректной работе весов, на которых осуществлялось взвешивание транспортного средства, и отсутствии ввиду этого оснований для проведения таможенного досмотра и выставления оспариваемого требования проверены судами и мотивированно отклонены в обжалуемых судебных актах как не основанные на материалах дела.
Оспариваемое требование 17.04.2020, предписывающее перевозчику провести следующие операции в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем: транспортировка, взвешивание, погрузка, выгрузка, вскрытие упаковки, упаковка, разделение товарной партии по отдельным видам и (или) наименованиям товаров, выполнено ООО "Ультра-В" в полном объеме.
Из материалов дела видно, что транспортное средство 19.04.2020 перемещено обществом для таможенного досмотра, товар выгружен, взвешен и затем загружен обратно. При этом требование от 17.04.2020 исполнено перевозчиком с привлечением третьей стороны - ООО "Клинтекс" - по договору от 20.04.2020 N 17.
Доводы общества об отсутствии у него полномочий в отношении товаров суды также исследовали и правомерно отклонили.
Суды установили, что ООО "Ультра-В" осуществляло международную перевозку товара, отправителем которого и декларантом в таможенной процедуре таможенного транзита являлось ОАО "Северсталь-метиз", по заявке ООО "Транспортно-экспедиторская компания Новотранс", поданной во исполнение договора от 30.11.2016 N 71-16 на оказание транспортно-экспедиторских услуг, заключенного обществом (перевозчик) с названной компанией (заказчик) и определяющего порядок взаимоотношений, возникающих между сторонами при организации перевозок грузов автотранспортом в международном сообщении за счет и вознаграждение заказчика.
Согласно пункту 3.10 этого договора заказчик обязался компенсировать перевозчику все затраты, не связанные с транспортировкой груза (услуги складирования, простои и другие), возникшие в ходе выполнения перевозки, при представлении подтверждающих документов, а также иные расходы согласованные с заказчиком и подтвержденные им письменно.
Перевозчик, в свою очередь, обязан своевременно информировать заказчика обо всех случаях задержки грузов в пути (пункт 4.8 договора).
Из материалов дела усматривается, что до выставления перевозчику оспариваемого требования ООО "Ультра-В" 17.04.2020 в 15 час. 43 мин. с использованием программы Skype направило менеджеру компании-заказчика информацию о выявленном в ходе взвешивания перевесе, о возможном досмотре, обсудило стоимость услуг склада временного хранения по разгрузке, погрузке, затем направило требование. При этом, как указали суды, перевозчик и заказчик не обсуждали вопрос относительно полномочий заявителя по отношению к товару с целью совершения таможенных операций.
Для выполнения требования о проведении таможенных операций в отношении товара и транспортных средств, водителем Кондратьевым А.Ю. 20.04.2020 по согласованию с ООО "Ультра-В" заключен и подписан с ООО "Клинтекс" договор N 17 на оказание услуг по сопровождению транспортно-экспедиционной деятельности автомобильного транспорта, акт приемки-передачи к договору, что соответствует полномочиям Кондратьева А.Ю., указанным в доверенности от 20.05.2019.
Между ООО "Транспортно-экспедиторская компания Новотранс" (исполнитель) и ОАО "Северсталь-метиз" (заказчик) заключен договор на оказание транспортно-экспедиторских услуг при перевозке грузов в международном автомобильном сообщении от 01.08.2005 N УК50959/323. Из пункта 3.9 договора следует, что исполнитель обязался представлять интересы заказчика в решении спорных вопросов, связанных с перевозкой грузов.
Обязанность исполнителя, закрепленная в пункте 3.9 договора, корреспондирует с обязанностью заказчика компенсировать ему все расходы, связанные с решением спорных вопросов, возникающих в процессе перевозки, связанных с недостаточным количеством документов или указанием недостоверных данных в сопроводительных документах с пограничными и таможенными органами стран отправления и получателя груза, в случае их документального подтверждения.
В пункте 3.10 договора также предусмотрено право исполнителя привлекать к исполнению своих обязанностей третьих лиц.
Проанализировав по правилам статьи 71 АПК РФ приведенные положения договоров, заключенных между ООО "Ультра-В" и ООО "Транспортно-экспедиторская компания Новотранс", а также между ООО "Транспортно-экспедиторская компания Новотранс" и ОАО "Северсталь-метиз", принимая во внимание полномочия водителя общества, закрепленные в доверенности от 20.05.2019, договор, заключенный перевозчиком с ООО "Клинтекс", а также переписку перевозчика с экспедитором и совершенные обществом действия по фактическому исполнению оспариваемого требования таможни, суды обоснованно заключили, что по условиям договоров выполнение грузовых операций, поименованных в оспариваемом требовании таможни от 17.04.2020, возложено отправителем и декларантом товара ОАО "Северсталь-метиз" на экспедитора - ООО "Транспортно-экспедиторская компания Новотранс", а в связи с привлечением экспедитором к исполнению договора третьего лица - ООО "Ультра-В" - и на него.
Более того, как верно отметили суды, действия, которые фактически осуществил перевозчик в связи с выставленным ему требованием, свидетельствует о наличии у него полномочий по совершению таможенных операций с товаром.
При этом об отсутствии у перевозчика полномочий в отношении товаров водитель общества при прибытии транспортного средства на таможенный пост не заявил.
При таком положении следует признать, что таможенный орган правомерно выставил оспариваемое требование перевозчику на основании пункта 1 статьи 348 ТК ЕАЭС как лицу, обладающему полномочиями в отношении товара.
Необходимо также отметить, что в период перевозки товаров, в том числе при их нахождении в местах перемещения через таможенную границу Союза, лицом, обладающим наиболее широкими правами и возможностями в кратчайшие сроки совершить грузовые и иные операции в отношении этих товаров, является перевозчик. Иной вывод таможенный орган может сделать при заявлении перевозчиком об отсутствии у него полномочий в отношении товаров, чего в данном случае обществом сделано не было.
Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, а, по существу, сводятся к иной оценке договорных обязательств перевозчика и установленных судами фактических обстоятельств, что противоречит предусмотренным статьей 71 АПК РФ правилам оценки доказательств.
Между тем, оценка доказательственной стороны спора является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств. Несоответствия выводов судов об обстоятельствах спора имеющимся в деле доказательствам судом кассационной инстанции не установлено, нарушений положений главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при сборе, исследовании и оценке доказательств судами двух инстанций не допущено.
Суд кассационной инстанции не вправе отвергать обстоятельства, которые суды первой и апелляционной инстанции сочли доказанными, и принимать решение на основе иной оценки представленных доказательств, поскольку иное свидетельствует о выходе за пределы полномочий, предусмотренных статьей 287 АПК РФ, о существенном нарушении норм процессуального права и о нарушении прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 23.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021 по делу N А52-2805/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ультра-В" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ультра-В", адрес: 191028, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 30, лит. А, ОГРН 1167847370591, ИНН 7840057157, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченных по платежному поручению от 12.01.2022 N 4.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав по правилам статьи 71 АПК РФ приведенные положения договоров, заключенных между ООО "Ультра-В" и ООО "Транспортно-экспедиторская компания Новотранс", а также между ООО "Транспортно-экспедиторская компания Новотранс" и ОАО "Северсталь-метиз", принимая во внимание полномочия водителя общества, закрепленные в доверенности от 20.05.2019, договор, заключенный перевозчиком с ООО "Клинтекс", а также переписку перевозчика с экспедитором и совершенные обществом действия по фактическому исполнению оспариваемого требования таможни, суды обоснованно заключили, что по условиям договоров выполнение грузовых операций, поименованных в оспариваемом требовании таможни от 17.04.2020, возложено отправителем и декларантом товара ОАО "Северсталь-метиз" на экспедитора - ООО "Транспортно-экспедиторская компания Новотранс", а в связи с привлечением экспедитором к исполнению договора третьего лица - ООО "Ультра-В" - и на него.
Более того, как верно отметили суды, действия, которые фактически осуществил перевозчик в связи с выставленным ему требованием, свидетельствует о наличии у него полномочий по совершению таможенных операций с товаром.
При этом об отсутствии у перевозчика полномочий в отношении товаров водитель общества при прибытии транспортного средства на таможенный пост не заявил.
При таком положении следует признать, что таможенный орган правомерно выставил оспариваемое требование перевозчику на основании пункта 1 статьи 348 ТК ЕАЭС как лицу, обладающему полномочиями в отношении товара."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 апреля 2022 г. N Ф07-920/22 по делу N А52-2805/2020
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-920/2022
15.11.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9289/2021
23.08.2021 Решение Арбитражного суда Псковской области N А52-2805/20
27.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4110/2021
08.02.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11105/20
26.11.2020 Решение Арбитражного суда Псковской области N А52-2805/20