19 апреля 2022 г. |
Дело N А56-58196/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина И.Г., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Статкевича В.О. (доверенность от 01.01.2020 N 87/2022), от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Бойко Д.Н. (доверенность от 18.10.2021 N 245-21),
рассмотрев 13.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 по делу N А56-58196/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области", адрес: 187342, Ленинградская обл., Кировский р-н, г. Кировск, Ладожская ул., д. 3А, ОГРН 1044700565172, ИНН 4703074613 (далее - АО "ЛОЭСК"), обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене:
- постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), от 23.09.2020 N 047/04/9.21-2196/2020;
- решения Федеральной антимонопольной службы, адрес: 125993, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 11, ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539 (далее - ФАС России), от 20.11.2020 N 09/101836/20.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - ПАО "Россети Ленэнерго").
Делу присвоен номер А40-236497/20-145-1620.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2021 дело N А40-236497/20-145-1620 передано по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области; делу присвоен номер А56-58196/2021.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021, оспариваемые решение и постановление признаны незаконными и отменены.
В кассационной жалобе ФАС России, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение от 15.09.2021 и постановление от 10.12.2021 и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что в отсутствие заключенного соглашения между сетевыми организациями подлежат применению общие нормы раздела VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). По мнению ФАС России, вопрос о наличии (отсутствии) заключенного в соответствии с пунктом 58 Правил N 861 соглашения, определяющего порядок восстановления (переоформления) документов, права и обязанности сторон, имеет существенное значение для правильной квалификации действий при вменении нарушений требований пункта 69 Правил N 861. Податель жалобы указывает, что в ходе производства по административному делу N 047/04/9.21-2196/2020 вопрос о наличии или отсутствии такого соглашения Управлением не рассматривался, соответствующих сведений в материалах дела не содержится. Следовательно, как считает ФАС России, выводы Управления и судов о нарушении ПАО "Россети Ленэнерго" пункта 69 Правил N 861 являются необоснованными, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами. Кроме того, податель жалобы указывает на истечение срока давности привлечения ПАО "Россети Ленэнерго" к административной ответственности на момент рассмотрения спора по настоящему делу.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Ленэнерго" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель АО "ЛОЭСК" возражал против ее удовлетворения.
Управление и ФАС России надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление 26.08.2020 возбудило в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" дело N 047/04/9.21-2196/2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Постановлением от 23.09.2020 N 05/79-2020 Управление прекратило производство по указанному делу по основанию истечения срока давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
АО "ЛОЭСК" обратилось с жалобой в ФАС России об отмене названного постановления Управления.
Решением ФАС России от 20.11.2020 N 09/101836/20 постановление Управления от 23.09.2020 N 05/79-2020 изменено в части основания прекращения производства по делу об административном правонарушении; спорное административное дело прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава вменяемого правонарушения.
Не согласившись с указанными решением и постановлением, АО "ЛОЭСК" оспорило их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций признали заявленные требования обоснованными, в связи с чем удовлетворили их в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ФАС России не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Порядок и особенности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства к электрическим сетям урегулированы Правилами N 861, разделом VIII которых установлена процедура восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении (пункты 57-80).
Согласно пункту 57 Правил N 861 восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии, собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении документов).
Подпунктом "в" пункта 59 названных Правил определено, что заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 69 Правил N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 названных Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 данных Правил), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 названных Правил.
Управлением и судами установлено, что АО "ЛОЭСК" 03.03.2020 направило в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" заявку N 00-02/575 на переоформление документов об осуществлении технологического присоединения, а именно акта об осуществлении технологического присоединения в отношении кабельных наконечников КЛ-10 кВ фид. 4-06 в РУ-10 кВ на ПС N 4 "Тихвин", расположенных в г. Тихвине Ленинградской области.
Согласно информации, предоставленной АО "ЛОЭСК", необходимость переоформления документов вызвана сменой собственника ЛЭП - 10 кВ фид. 4-06 от РУ10 кВ на ПС N 4 "Тихвин" на основании договора от 01.03.2018 N 00-0215/2018-КПИ купли-продажи недвижимого имущества, заключенного между АО "ЛОЭСК" и индивидуальным предпринимателем Рассказовой И.С.
В установленный пунктом 69 Правил N 861 срок ПАО "Россети Ленэнерго" не произвело переоформление документов о технологическом присоединении и не направило в адрес АО "ЛОЭСК" акт об осуществлении технологического присоединения по заявке от 03.03.2020 N 00-02/575.
По факту нарушения ПАО "Россети Ленэнерго" требований пункта 69 Правил N 861 Управление 26.08.2020 возбудило в отношении указанного лица дело N 047/04/9.21-2196/2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела Управлением была получена от ПАО "Россети Ленэнерго" информация о наличии ранее поданной заявки АО "ЛОЭСК" от 09.04.2018 N 18-15775 на переоформление документов об осуществлении технологического присоединения объекта присоединения, которая аналогична заявке от 03.03.2020 N 00-02/575.
Указанное обстоятельство послужило Управлению основанием для прекращения производства по административному делу со ссылкой на пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности (постановление УФАС от 23.09.2020 N 05/79-2020).
Суды не согласились с указанным выводом Управления.
Как установлено судами, по заявке от 09.04.2018 N 18-15775 ПАО "Россети Ленэнерго" оформило проект акта об осуществлении технологического присоединения, который был возвращен АО "ЛОЭСК" без подписи (вх. от 15.04.2019 N ЛЭ/01-22/1211) в связи с наличием в нем ошибок и неверных сведений.
Повторно направленная 03.03.2020 заявка АО "ЛОЭСК" оставлена ПАО "Россети Ленэнерго" без удовлетворения.
В таком случае, как обоснованно указали суды, событием административного правонарушения является неисполнение ПАО "Россети Ленэнерго" обязанности по переоформлению документов о технологическом присоединении по заявке АО "ЛОЭСК" от 03.03.2020, что свидетельствует о неправомерном прекращении Управлением 23.09.2020 производства по административному делу на основании вывода об истечении срока давности привлечения к ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, который составляет один год.
ФАС России также не согласилась с выводом Управления об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, указав на это в своем решении от 20.11.2020 N 09/101836/20.
Однако ФАС России оспариваемым решением сочла необходимым изменить основание прекращения производства по административному делу N 047/04/9.21-2196/2020, указав в качестве такого основания - отсутствие состава вменяемого нарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
По мнению ФАС России, отсутствие документов, свидетельствующих о неисполнении ПАО "Россети Ленэнерго" соглашения, предусмотренного пунктом 58 Правил N 861, не позволяют сделать однозначный вывод о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности. Исходя из данного довода, ФАС России констатировала отсутствие доказательств нарушения ПАО "Россети Ленэнерго" положений пункта 69 Правил N 861.
Суды, оценив указанный вывод ФАС России, обоснованно признали его несостоятельным.
Согласно первому абзацу пункта 58 Правил N 861 в случае, когда в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов обращается смежная сетевая организация или собственник (иной законный владелец) объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон.
Вместе с тем Правила N 861 не устанавливают обязательность заключения соглашения, упомянутого в пункте 58 названных Правил, и не предусматривают возможность отказа в переоформлении документов в случае отсутствия такого соглашения, а соблюдение срока, установленного его пунктом 69, не поставлено в зависимость от наличия (отсутствия) этого соглашения. Нормы Правил N 861, обязывающие сетевую организацию выдать переоформленные документы заявителю, носят императивный характер и каких-либо исключений не содержат.
Как верно отметили суды, положения пункта 58 Правил N 861 не изменяют срок, предусмотренный пунктом 69 названных Правил (соглашением сторон определяются права и обязанности сторон, возникающие в связи с переоформлением документов).
Следовательно, ПАО "Россети Ленэнерго" в установленный пунктом 69 Правил N 861 семидневный срок должно было направить в адрес АО "ЛОЭСК" переоформленные документы о технологическом присоединении, однако этого не сделало и тем самым создало препятствия в доступе к услугам по передаче электроэнергии, что привело к ущемлению прав и законных интересов АО "ЛОЭСК".
Оснований для вывода об отсутствии со стороны ПАО "Россети Ленэнерго" нарушения требований пункта 69 Правил N 861 и, как следствие, события правонарушения, установленного статьей 9.21 КоАП РФ, у ФАС России не имелось.
Что касается изложенного в оспариваемом решении довода ФАС России об отсутствии со стороны Управления исследования вопроса о наличии вины в бездействии ПАО "Россети Ленэнерго", то в силу абзаца 3 пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности названное постановление не может содержать выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.
С учетом изложенного следует признать обжалуемые судебные акты в части признания незаконным и отмены решения ФАС России от 20.11.2020 N 09/101836/20 обоснованными и не подлежащими отмене.
Вместе с тем обжалуемые судебные акты в части признания незаконным и отмены постановления Управления от 23.09.2020 N 05/79-2020 подлежат отмене на основании следующего.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если истекли сроки давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
По смыслу указанной нормы, вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может.
На дату вынесения судом первой инстанции решения (15.09.2021) срок давности привлечения ПАО "Россети Ленэнерго" к административной ответственности, составляющий один год и исчисляемый с даты составления протокола об административном правонарушении (26.08.2020), истек.
В таком случае у судов не имелось оснований для отмены оспариваемого постановления, которым прекращено производство по административному делу в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, независимо от того что спорный срок был исчислен Управлением неверно.
Руководствуясь статьей 286, пунктами 1, 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 по делу N А56-58196/2021 отменить в части признания незаконным и отмены постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23.09.2020 N 047/04/9.21-2196/2020. В указанной части в удовлетворении заявленных требований акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" отказать.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Что касается изложенного в оспариваемом решении довода ФАС России об отсутствии со стороны Управления исследования вопроса о наличии вины в бездействии ПАО "Россети Ленэнерго", то в силу абзаца 3 пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности названное постановление не может содержать выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.
...
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если истекли сроки давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
По смыслу указанной нормы, вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2022 г. N Ф07-3282/22 по делу N А56-58196/2021