27 апреля 2022 г. |
Дело N А56-58210/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Статкевича В.О. (доверенность от 01.01.2022),
рассмотрев 25.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу N А56-58210/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области", адрес: 187342, Ленинградская обл., Кировский р-н, г. Кировск, Ладожская ул., д. 3А, ОГРН 1044700565172, ИНН 4703074613 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), о признании незаконным и отмене постановления от 23.09.2020 N 05/77-2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2191/2020, к Федеральной антимонопольной службе, адрес: 123001, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 11, ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539 (далее - ФАС), о признании незаконным и отмене решения от 17.11.2020 N 09/101831/20.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - ПАО "Россети Ленэнерго").
Определением Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2021 дело N А40-236446/20-145-1617 передано на рассмотрение Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области как принятое к производству с нарушением правил подсудности.
Решением суда первой инстанции от 22.09.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.12.2021, решение ФАС признано незаконным и отменено. Заявление в части требования о признании незаконным и отмене постановления Управления оставлено без рассмотрения.
В кассационной жалобе ФАС просит отменить обжалуемые судебные акты в части признания незаконным и отмене решения ФАС, принять в этой части по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, заявка Общества от 04.03.2020 N 00-02/594 на переоформление документов об осуществлении технологического присоединения должна была быть рассмотрена в соответствии с соглашением сторон. Вместе с тем сведения о заключении такого соглашения и о его условиях не представлены, других документов, свидетельствующих о неисполнении ПАО "Россети Ленэнерго" обязанностей, установленных соглашением сторон, материалы данного дела не содержат. Суды также не приняли во внимание, что на момент рассмотрения настоящего дела истек срок давности привлечения ПАО "Россети Ленэнерго" к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Общества против доводов жалобы возразил.
Управление, ФАС, ПАО "Россети Ленэнерго" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество 04.03.2020 направило в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" заявку N 00-02/594 на переоформление документов об осуществлении технологического присоединения, а именно:
- акта об осуществлении технологического присоединения в отношении контактных соединений на проходных изоляторах ПП-54, ф. ТКР-05 в сторону ТП-491 (ТП-12), ТП-1018 (ТП-23), ТП-1019 (ИП-24), расположенных по адресу: Ленинградская обл., Выборгский муниципальный р-н, пос. Советский.
Переоформление документов производилось в связи со сменой собственника электроустановок на основании договора купли-продажи от 10.09.2013 N 00-987/2013 между обществом с ограниченной ответственностью "Облкомэнерго" и Обществом.
Поскольку в установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), сроки ПАО "Россети Ленэнерго" не произвело восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении, Общество обратилось с жалобой от 06.04.2020 N 00-02/908 в Управление.
Управление, усмотрев в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" нарушение пункта 69 Правил N 861, возбудило дело N 047/04/9.21-2191/2020 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В ходе рассмотрения дела ПАО "Россети Ленэнерго" была представлена информация, что ранее Обществом подавалась заявка от 29.05.2019 N 19-21214 на переоформление документов об осуществлении технологического присоединения объекта, аналогичного объекту, указанному в заявке от 04.03.2020 исх. N 00-02/594, в связи с чем при принятии постановления УФАС исчислило сроки давности привлечения к административной ответственности со дня, следующего за последним днем рассмотрения заявки от 29.05.2019 N 19-21214, и прекратило производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем Общество утверждало, что 29.05.2019 в ПАО "Россети Ленэнерго" заявлений о переоформлении документов о технологическом присоединении не подавало, а 02.08.2019 получило проект акта по заявке от 21.08.2017 N 17-31558, который не был подписан Обществом в связи с наличием замечаний, которые были направлены в ПАО "Россети Ленэнерго" письмом от 14.08.2019 исх. N 00-02/2240 (получено 21.08.2019). В дальнейшем заявка от 21.08.2017 N 17-31558 была отозвана Обществом письмом от 20.03.2020 N 00-02/721, поступившим в ПАО "Ленэнерго" от 23.03.2020 вх. N ЛЭЛ16-02/577.
Постановлением Управления от 23.09.2020 N 05/77-2020 производство по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2191/2020 прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решением ФАС от 17.11.2020 N 09/101831/20 по жалобе Общества названное постановление УФАС от 23.09.2020 изменено путем указания на прекращение производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 части 24.5 КоАП РФ (в связи с отсутствием состава административного правонарушения).
Не согласившись с постановлением Управления от 23.09.2020 и решением ФАС от 17.11.2020, Общество обратилось в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции установлено, что одновременно Общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене того же постановления Управления от 23.09.2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2191/2020. Определением суда от 30.11.2020 заявление Общества принято к производству, делу присвоен номер N А56-91844/2020. На момент рассмотрения настоящего дела решение по делу N А56-91844/2020 судом не принято. С учетом даты поступления в суд заявления по делу N А56-91844/2020 и принятия его к производству суд первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 148 АПК РФ требование в части оспаривания постановления Управления оставил без рассмотрения, решение ФАС признал незаконным и отменил.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (далее - ЭПУ) или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.
При этом новый собственник или иной законный владелец ЭПУ или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения ЭПУ или объектами электроэнергетики.
В случае перехода права собственности на часть указанных ЭПУ или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Раздел VII Правил N 861 регламентирует порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных ЭПУ (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в том числе в случае переоформления документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных ЭПУ.
Перечень документов, которые прилагаются к заявлению о переоформлении документов о технологическом присоединении, определен пунктом 62 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 69 Правил N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных ЭПУ или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 настоящих Правил.
Судами установлено, что Общество направило ПАО "Россети Ленэнерго" заявку (от 05.03.2020 вх. N ЛЭ/16-02/438) на переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой владельца объектов электросетевого хозяйства (заключением договора купли-продажи от 10.09.2013 N 00-987/2013 между ООО "Облкомэнерго" и Обществом).
В соответствии с пунктом 62 Правил N 861 к заявке были приложены необходимые документы.
С учетом пункта 69 Правил N 861 ПАО "Россети Ленэнерго" обязано было рассмотреть заявление Общества и не позднее 7 дней со дня его получения принять решение по заявлению о переоформлении документов (в том числе направить при необходимости запрос дополнительных документов).
Пункт 58 Правил N 861, на который ссылается ФАС, предусматривает, что права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон.
Поскольку соглашение, предусмотренное пунктом 58 Правил N 861, сторонами не было заключено, то права и обязанности сторон являются не урегулированными.
Вместе с тем, как верно отмечено судами двух инстанций, Правила N 861 не содержат запрета на применение к отношениям смежных сетевых организаций установленного разделом VIII Правил N 861 общего порядка восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении, а также не предусматривают возможность отказа в восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении при отсутствии соглашения между сетевыми организациями. Пункт 58 Правил N 861 не изменяет срок, предусмотренный пунктом 69 Правил N 861 (соглашением сторон определяются права и обязанности сторон, возникающие в связи с переоформлением документов таких сетевых организаций).
При указанных обстоятельствах следует признать обоснованным вывод судов о нарушении ПАО "Россети Ленэнерго" пункта 69 Правил N 861, следовательно, уклонение от переоформления документов о технологическом присоединении по заявлению Общества образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, вывод ФАС об отсутствии в деяниях ПАО "Россети Ленэнерго" состава административного правонарушения является ошибочным, в связи с чем решение от 17.11.2020 N 09/101831/2020 правомерно признано судами незаконным и отменено.
Суды отметили истечение на день вынесения решения суда первой инстанции годичного срока давности привлечения к административной ответственности по заявке от 04.03.2020, указав, что нарушенное право заявителя восстановлено самим фактом признания решения ФАС незаконным и его отмены. На день вынесения решения ФАС срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Отмена обжалуемых в настоящем деле судебных актов, на чем настаивает ФАС, с учетом выводов судов не обеспечит признание позиции ФАС по существу спора правомерной. При этом результат рассмотрения настоящего дела уже учтен ранее судом первой инстанции при принятии решения от 28.03.2022 по делу N А56-91844/2020 об оспаривании постановления Управления. Как пояснил суду кассационной инстанции представитель Общества, с момента вынесения постановления апелляционного суда по настоящему делу (13.12.2021) ФАС не сообщала о возобновлении, дальнейшем производстве по делу об административном правонарушении (жалобе Общества), положения пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключают для ФАС такое на будущее, то есть отмена судебных актов не обеспечит восстановление положения ФАС.
С учетом конкретных обстоятельств настоящей ситуации оснований для отмены судебных актов не имеется.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу N А56-58210/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды отметили истечение на день вынесения решения суда первой инстанции годичного срока давности привлечения к административной ответственности по заявке от 04.03.2020, указав, что нарушенное право заявителя восстановлено самим фактом признания решения ФАС незаконным и его отмены. На день вынесения решения ФАС срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Отмена обжалуемых в настоящем деле судебных актов, на чем настаивает ФАС, с учетом выводов судов не обеспечит признание позиции ФАС по существу спора правомерной. При этом результат рассмотрения настоящего дела уже учтен ранее судом первой инстанции при принятии решения от 28.03.2022 по делу N А56-91844/2020 об оспаривании постановления Управления. Как пояснил суду кассационной инстанции представитель Общества, с момента вынесения постановления апелляционного суда по настоящему делу (13.12.2021) ФАС не сообщала о возобновлении, дальнейшем производстве по делу об административном правонарушении (жалобе Общества), положения пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключают для ФАС такое на будущее, то есть отмена судебных актов не обеспечит восстановление положения ФАС."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2022 г. N Ф07-2745/22 по делу N А56-58210/2021