12 мая 2022 г. |
Дело N А13-14108/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 12.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Биоэнергетика" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 по делу N А13-14108/2020,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27; ОГРН 1053500056136; ИНН 3525151968; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Биоэнергетика" (162130, Вологодская обл., г. Сокол, ул. Ленинградская, д. 23; ОГРН 1143537000067; ИНН 3527019588; далее - Общество) задолженности по договору аренды лесного участка от 19.07.2017 N 06-01-05/52-2017 по сроку уплаты 10.09.2020 в размере 400 461 руб. 82 коп. в федеральный бюджет и в размере 207 665 руб. 88 коп. в бюджет Вологодской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий Общества Нечаев Сергей Николаевич.
Решением суда первой инстанции от 17.09.2021 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.01.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования необоснованны и удовлетворению в указанном размере не подлежат.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора от 19.07.2017 N 06-01-05/52-2017, заключенного с Департаментом, Общество является арендатором лесного участка площадью 39 649 га, расположенного на территории Верхнераменского, Бережновского, Ульяновского, Центрального, Богородского, Куркинского, Сусельского участковых лесничеств Усть-Кубинского лесничества, предоставленного в целях заготовки древесины на срок 49 лет.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке, лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 19.07.2017.
Согласно пункту 6 договора арендная плата составляет 1 591 756 руб. 56 коп. в год, в том числе в федеральный бюджет - в размере 829 039 руб. 87 коп. в год. Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на основе минимального размера арендной платы. Расчет арендной платы для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК РФ, приводится в Приложении 4 к договору. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Арендатор вносит арендную плату в порядке, предусмотренном Приложением 5 к договору (пункт 8 договора аренды).
В силу подпункта "х" пункта 12 договора арендатор обязан по истечении срока действия договора или в случае досрочного прекращения срока его действия освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка, и выполнить рекультивацию лесных земель в соответствии с проектом освоения лесов.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.06.2020 N 1839 инвестиционный проект Общества "Строительство предприятия по комплексной переработке древесины" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.11.2020 по делу N А40-110295/2020, вступившим в законную силу, Обществу отказано в удовлетворении заявления о признании указанного приказа недействительным.
В связи с исключением инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов Департамент направил Обществу уведомление от 22.06.2020 о перерасчете арендной платы по договору на 2020 год в соответствии с пунктом 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Впоследствии Департамент 16.09.2020 уведомил Общество об одностороннем отказе от договора аренды с 16.10.2020, а 25.09.2020 направил ему претензию с требованием погасить задолженность по договору по сроку уплаты 10.09.2020, составившую 400 461 руб. 82 коп. в федеральный бюджет и в размере 207 665 руб. 88 коп. в бюджет Вологодской области.
В связи с отклонением Обществом указанной претензии Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, придя к выводу об их правомерности и обоснованности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
Как предусмотрено частью 1 статьи 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 статьи 73 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1(2) Постановления N 310 при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня предоставления понижающего коэффициента 0,5 до расторжения договора аренды лесного участка без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного по соответствующему виду использования лесов на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Постановлением N 310 также предусмотрено, что ставки дифференцированы в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс); выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (погрузочный пункт) (пункты 3 и 4 примечаний к таблице 1).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что факт передачи Обществу в пользование указанного лесного участка подтвержден актом приема-передачи от 19.07.2017; доказательств надлежащего исполнения обязательств по внесению арендной платы Обществом не представлено.
При этом суды указали, что примененная Департаментом методика исчисления арендной платы с учетом "средневзвешенного" разряда такс не соответствует Постановлению N 310, однако рассчитанная подобным способом сумма арендной платы является меньшей по отношению к сумме арендной платы, рассчитанной в соответствии с Постановлением N 310.
Довод Общества о несогласии с используемыми в расчете погрузочными пунктами судами отклонен со ссылкой на Постановление N 310, согласно которому для целей определения арендной платы учитывается любой пункт, где возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины, то есть фактически имеется грузовая железнодорожная станция, причал и т.д. Как указали суды, данная возможность не может быть обусловлена (ограничена) конкретными договорными отношениями между третьими лицами, в частности, между владельцами путей общего и необщего пользования, поскольку в противном случае отсутствовала бы необходимая определенность и устойчивость в отношениях сторон по договору аренды лесного участка.
Довод Общества о неправомерности определения арендной платы исходя из фактического объема заготовки древесины и необходимости расчета арендной платы в соответствии с положением пункта 8 договора, согласно которому в первый и последний год действия договора арендная плата исчисляется исходя из фактического количества дней аренды, годового размера арендной платы и количества дней в году, также исследован и отклонен судами.
Суды указали, что положения пункта 8 договора соответствуют типовому договору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003 (действовало на момент заключения договора), а также корреспондирует пункту 5 типового договора, согласно которому объем использования лесов в год вступления настоящего договора в силу и в год прекращения действия настоящего договора устанавливается с учетом периода действия настоящего договора в указанные годы.
Исходя из принципа платности использования лесов (статья 1 ЛК РФ), установление в договоре промежуточных платежей и сроков их внесения, а также порядка определения объема использования лесов и размера арендной платы не освобождает арендатора от оплаты фактически изъятых лесных ресурсов по регулируемым ценам на момент прекращения договорных отношений, а исчисление размера арендной платы по объему фактического изъятия лесных ресурсов не противоречит договору и предусмотрено как частью 2 статьи 73 ЛК РФ, так и Постановлением N 310.
Доказательства того, что взыскиваемая в рамках настоящего дела арендная плата в совокупности с ранее произведенными оплатами превышает плату за фактически изъятый объем древесины на момент прекращения договора в деле отсутствуют.
На основании оценки положений статьи 5, 13 ЛК РФ суды отклонили ссылку Общества на статью 623 ГК РФ о наличии неотделимых улучшений и зачете их стоимости в счет арендной платы, указав, что временная лесная инфраструктура (лесовозная дорога) не является частью леса как экологической системы, после прекращения договора аренды надобность в ней отпадает и поэтому на нее не распространяются положения статьи 623 ГК РФ о неотделимых улучшениях арендованного имущества.
Относительно строительства, реконструкции и эксплуатации лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, суды указали, что их создание является обязанностью арендатора, установленной статьей 53.1 ЛК РФ и статьей 39.37 ЗК РФ, исполнение которой законодательство не связывает с возмещением арендатору соответствующих затрат за счет бюджета.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований Департамента, удовлетворив их в указанном размере. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 по делу N А13-14108/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Биоэнергетика" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании оценки положений статьи 5, 13 ЛК РФ суды отклонили ссылку Общества на статью 623 ГК РФ о наличии неотделимых улучшений и зачете их стоимости в счет арендной платы, указав, что временная лесная инфраструктура (лесовозная дорога) не является частью леса как экологической системы, после прекращения договора аренды надобность в ней отпадает и поэтому на нее не распространяются положения статьи 623 ГК РФ о неотделимых улучшениях арендованного имущества.
Относительно строительства, реконструкции и эксплуатации лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, суды указали, что их создание является обязанностью арендатора, установленной статьей 53.1 ЛК РФ и статьей 39.37 ЗК РФ, исполнение которой законодательство не связывает с возмещением арендатору соответствующих затрат за счет бюджета.
...
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 по делу N А13-14108/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Биоэнергетика" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 мая 2022 г. N Ф07-2193/22 по делу N А13-14108/2020
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2193/2022
18.01.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9948/2021
17.09.2021 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-14108/20
18.12.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9918/20