16 мая 2022 г. |
Дело N А05-6661/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М,
рассмотрев 12.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 по делу N А05-6661/2021,
УСТАНОВИЛ:
Северодвинское муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство", адрес: 164501, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Бойчука, д. 3, ОГРН 1022900841435, ИНН 2902035012 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания администрации муниципального образования "Северодвинск", адрес: 164501, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Плюснина, д. 7, ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137 (далее - Администрация), об устранении выявленных нарушений от 16.03.2021 N ЛК-03/54П.
Решением суда первой инстанции от 31.08.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.01.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, удовлетворить Обществом заявленные требования.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании приказа Администрации от 15.03.2021 N ЛК-03/57 в связи с обращением гражданина в рамках лицензионного контроля в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования "Северодвинск" отделом муниципального жилищного контроля администрации в отношении Предприятия проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Северодвинск, ул. Ломоносова, д. 18А (далее - МКД). По результатам проверки составлен акт от 16.03.2021 N ЛК-03/54А.
В ходе проверки инструментальных замеров 16.03.2021 в квартире N 1 по указанном адресу выявлено снижение теплотехнических свойств цокольного перекрытия над техническим подпольем. Температурный перепад между температурой внутреннего воздуха в помещении и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции (пола) в помещении кухни составил 7,9 °C, температурный перепад между температурой внутреннего воздуха в помещении и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции (пола) в помещении ванной комнаты составил 12,6 °C, температурный перепад между температурой внутреннего воздуха в помещении и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции (пола) в помещении туалета составил 12,7 °C (при нормативе не более 2,0 °C), что свидетельствует о снижении теплозащитных свойств наружных ограждающих конструкций.
Указанные обстоятельства расценены Администрацией как нарушение предприятием пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 4.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 4 раздела I Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), пункта 5.2 СП 50.13330.2012.
По итогам проверки Предприятию выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 16.03.2021 N ЛК-03/54П, которым предписано в срок до 15.11.2021 обеспечить надлежащие теплозащитные свойства цокольного перекрытия в районе помещений кухни, туалета и ванной комнаты квартиры N 1 МКД.
Не согласившись с указанным предписанием Администрации, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
Как предусмотрено частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В данном случае способом управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт "в"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Как предусмотрено пунктом 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
В соответствии с данными Правилами и нормами организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние перекрытий, устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития, восстановление водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий (пункт 4.3.1); организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола) (пункт 4.10.2.1).
В таблице 5 пункта 5.2 СП 50.13330.2012 установлены требования требования к нормативному температурному перепаду между температурой внутреннего воздуха и температурой внешней поверхности цокольного перекрытия, температурный перепад применительно к перекрытиям над проездами, подвалами и техподпольями жилых зданий и помещений не должен превышать 2 °С.
Пунктом 5.1 СП 50.13330.2012 предусмотрено, что теплозащитная оболочка здания должна отвечать следующим требованиям: а) приведенное сопротивление теплопередаче отдельных ограждающих конструкций должно быть не меньше нормируемых значений (поэлементные требования); б) удельная теплозащитная характеристика здания должна быть не больше нормируемого значения (комплексное требование); в) температура на внутренних поверхностях ограждающих конструкций должна быть не ниже минимально допустимых значений (санитарно-гигиеническое требование).
В рассматриваемом случае судами установлено, материалами дела подтверждается, в ходе проверки Предприятием не соблюдены требования Правил N 491, Правил N 170, Минимального перечня, таблицы 5 пункта 5.2 СП 50.13330.2012, поскольку в жилых помещениях квартиры N 1 МКД снижены теплотехнические свойства наружных ограждающих конструкций (стен), температурный перепад составил 7,9 °C и 12,6 °C при нормативе не более 2,0 °C.
Судами также установлено, что оснований применения к рассматриваемому МКД иных значений температурного перепада перекрытий Предприятием в материалы дело не представлено.
Довод Предприятия об отсутствии оснований применения требований СП 50.13330.2012 к рассматриваемым правоотношениям со ссылкой на принятие данного Свода правил после постройки МКД рассмотрен судами двух инстанций и отклонен, получив надлежащую правовую оценку.
Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений. Приведенные выше положения СП 50.13330.2012 в такой перечень включены.
Как указали суды двух инстанций, Предприятие обязано соблюдать требования пункта 5.2 СП 50.13330.2012, поскольку это обеспечивает выполнение требований Закона N 384-ФЗ, исполнение которого в силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ возложено на управляющую компанию.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание изложенные обстоятельства, суды двух инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя, в связи с чем отказали Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 по делу N А05-6661/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.