25 мая 2022 г. |
Дело N А42-4863/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Пастуховой М.В.,
рассмотрев 25.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по делу N А42-4863/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал", адрес: 184143, Мурманская обл., г. Ковдор, ул. Чехова, д. 4, ОГРН 1035100038698, ИНН 5104908766 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Ковдорского района детский сад N 29 "Сказка", адрес: 184144, Мурманская обл., г. Ковдор, ул. Кошица, д. 23, ОГРН 1025100575390, ИНН 5104004432 (далее - Учреждение), о взыскании начисленной за период с июля по декабрь 2020 года 19 576 руб. 62 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведение и 78 306 руб. 48 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.
Решением суда от 18.10.2021 в иске отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 решение от 18.10.2021 отменено, принят новый судебный акт: с Учреждения в пользу Общества взыскано 19 576 руб. 62 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения; в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, неправильное применение норм права, просит постановление отменить в той части, в которой в иске отказано и принять в этой части новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению Общества, поскольку контрольный колодец, позволяющий определить состав сточных вод, на сетях Учреждения отсутствует, истец вправе без отбора проб производить расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов в соответствии с пунктом 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления апелляционной инстанции в обжалуемой части проверена в кассационном порядке исходя из доводов, приведенных в жалобе.
Как следует из материалов дела, Обществом (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) и Учреждением (абонентом) заключен муниципальный контракт от 09.01.2020 N 103/вс холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Контракт), по условиям которого Общество, осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать на 3 объекта абонента через присоединенную водопроводную сеть холодную (питьевую) воду установленного качества, в объеме, определенном Контрактом, осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения, а абонент обязуется соблюдать предусмотренный Контрактом режим потребления воды, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей, исправность приборов учета, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить Обществу оплату принятой холодной воды и водоотведения в сроки, порядке и размере, определенные в Контракте.
Согласно пункту 3.6 Контракта размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Контрольный канализационный колодец Контрактом не определен. В пункте 4.1.14 установлена обязанность Общества по определению на схеме сетей водопровода и канализации совместно с абонентом места расположения контрольного канализационного колодца.
Учреждение в отношении своих объектов не представляло Обществу декларацию для осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
За период с июля по декабрь 2020 года истец без проведения отбора проб сточных вод начислил ответчику 19 576 руб. 62 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и 78 306 руб. 48 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, ссылаясь на положения Правил N 644, а также то, что Учреждение имеет столовую с полным циклом приготовления пищи, среднесуточный объем сбрасываемых абонентом сточных вод составляет менее 30 куб.м, контрольный канализационный колодец отсутствует.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил требования Общества в части взыскания с Учреждения 19 576 руб. 62 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, признав иск в данной части законным и обоснованным. В остальной части суд в иске отказал, посчитав неправомерным взыскание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов без отбора проб сточных вод. Также суд указал, что приготовление пищи не является основным видом деятельности Учреждения.
Ответчик постановление апелляционного суда не обжалует.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы Общества, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ определено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), а также Правилами N 644.
Нормативы состава сточных вод - это устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации). При этом Правилами N 644 определяется в том числе порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов (пункт 13.1 статьи 2, пункт 8.2 части 11 статьи 7 Закона о водоснабжении).
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном Правилами N 644 (пункт 1 статьи 30.2 Закона о водоснабжении).
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правила N 644 дополнены также разделом XV "Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов".
Договор водоснабжения и водоотведения в силу статьи 426 ГК РФ является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 указанной статьи о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Пунктом 203 Правил N 644 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728) предусмотрен упрощенный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
В соответствии с названным пунктом Правил N 644 расчет платы может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644, в частности если среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб.м при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644; при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы третий - пятый пункта 203 Правил N 644).
В таком случае расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2 х Т х Qпр1.
Предусмотренный пунктом 203 Правил N 644 расчетный способ определения названной платы рассчитан на случаи, когда отбор проб сточных вод физически затруднен либо обустройство отдельного канализационного выпуска и контрольного канализационного колодца является для абонента экономически нецелесообразным ввиду небольших объемов сброса сточных вод. В последнем случае абонент не лишен права выбрать наиболее благоприятный для него порядок оплаты, в том числе по фактическому содержанию загрязняющих веществ, обеспечив проведение контроля за составом и свойствами сточных вод путем осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 10 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, и подачи декларации сточных вод, сбрасываемых с объекта.
В настоящем случае из материалов дела следует, что у абонента для отбора сбрасываемых с объектов сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также не доказано наличие иного канализационного колодца, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
При таких обстоятельствах у Общества имелись основания для расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по пункту 203 Правил N 644.
Вывод апелляционного суда об обратном не соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.
Поскольку ответчик в ходе рассмотрения спора не представил возражений относительно произведенного истцом расчета платы, кассационная инстанция полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить постановление апелляционной инстанции, удовлетворив иск полностью.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по делу N А42-4863/2021 изменить, изложив абзацы второй, третий и четвертый резолютивной части постановления в следующей редакции:
"Взыскать с автономного дошкольного образовательного учреждения Ковдорского района детский сад N 29 "Сказка" (адрес: 184144, Мурманская обл., г. Ковдор, ул. Кошица, д. 23, ОГРН 1025100575390, ИНН 5104004432) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" (адрес: 184143, Мурманская обл., г. Ковдор, ул. Чехова, д. 4, ОГРН 1035100038698, ИНН 5104908766) начисленной за период с июля по декабрь 2020 года 19 576 руб. 62 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведение, 78 306 руб. 48 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, 3927 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску."
Взыскать с автономного дошкольного образовательного учреждения Ковдорского района детский сад N 29 "Сказка" (адрес: 184144, Мурманская обл., г. Ковдор, ул. Кошица, д. 23, ОГРН 1025100575390, ИНН 5104004432) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" (адрес: 184143, Мурманская обл., г. Ковдор, ул. Чехова, д. 4, ОГРН 1035100038698, ИНН 5104908766) 6000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предусмотренный пунктом 203 Правил N 644 расчетный способ определения названной платы рассчитан на случаи, когда отбор проб сточных вод физически затруднен либо обустройство отдельного канализационного выпуска и контрольного канализационного колодца является для абонента экономически нецелесообразным ввиду небольших объемов сброса сточных вод. В последнем случае абонент не лишен права выбрать наиболее благоприятный для него порядок оплаты, в том числе по фактическому содержанию загрязняющих веществ, обеспечив проведение контроля за составом и свойствами сточных вод путем осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 10 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, и подачи декларации сточных вод, сбрасываемых с объекта.
В настоящем случае из материалов дела следует, что у абонента для отбора сбрасываемых с объектов сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также не доказано наличие иного канализационного колодца, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
При таких обстоятельствах у Общества имелись основания для расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по пункту 203 Правил N 644."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2022 г. N Ф07-4098/22 по делу N А42-4863/2021