14 июня 2022 г. |
Дело N А66-15568/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 08.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Торжокского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по делу N А66-15568/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций, адрес: 170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН 1066950072837, ИНН 6950019730 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении Торжокского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ, адрес: 172007, Тверская обл., г. Торжок, Завокзальная ул., д. 1, ОГРН 1026901910221, ИНН 6943000087 (далее - Общество), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 09.12.2021 заявление Министерства удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 500 000 руб.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и принять новый, заменив наказание в виде штрафа на предупреждение. Податель жалобы не оспаривает факт вменяемого правонарушения, однако просит учесть, что вся реализованная алкогольная продукция, находившаяся на хранении, являлась легальной и зарегистрированной, следовательно, как считает Общество, выявленное нарушение не причинило и не могло причинить вред, не несло угрозы людям, природе, государству или объектам культурного наследия. Указывая также на то, что выявленное противоправное деяние совершено Обществом впервые, податель жалобы просит ограничиться менее суровой мерой наказания и назначить наказание в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу выдана лицензия от 13.08.2020 N 69РПА0002947 на розничную продажу алкогольной продукции сроком действия с 13.08.2020 по 13.08.2021.
В ходе проведения 01.10.2021 внеплановой выездной проверки торгового объекта Общества по адресу: Тверская обл., Торжокский р-н, с/п Клоковское, дер. Андрианово, д. 43, Министерство выявило отсутствие алкогольной продукции, переданной Обществу на хранение согласно разрешению, выданному Министерством, на хранение и возврат остатков алкогольной продукции от 23.08.2021 N 69РР00000136 сроком действия до 13.10.2021.
В частности, согласно сведениям отчета об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по 1 регистру на 01.10.2021 официального сайта Росалкогольрегулирования у Общества в связи с окончанием срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции находилась на хранении алкогольная продукция в количестве 59 бутылок, однако при проверке представлено 58 вскрытых бутылок с нарушением целостности упаковки и отсутствием в них какой-либо жидкости, на данные бутылки нанесены оттиски акцизных марок.
Результаты проверки зафиксированы Министерством в акте от 01.10.2021.
Ввиду наличия признаков административного правонарушения Министерство вынесло определение от 06.10.2021 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ и проведении административного расследования, в ходе которого среди прочего получены письменные объяснения от 11.10.2021 заведующей магазином Садовниковой Е.В.
Из объяснений Садовниковой Е.В. следует, что она, перелив в тару покупателя, 19.08.2021 продала вино столовое полусладкое "Русская мозаика клюква особая" в количестве 11 бутылок по цене 131 руб. за каждую, коньяк четырехлетний "Кутузов" 0,5 л в количестве 2 бутылок по цене 518 руб. за бутылку; 22.08.2021 вино столовое сухое белое "Фуд энд Вайн. Шардоне" 0,75 л по цене 236 руб. за каждую в количестве 3 бутылок и вино столовое сухое красное "Фуд энд Вайн. Мерло" 0,75 л по цене 236 руб. за каждую в количестве 3 бутылок; 11.09.2021 15 бутылок алкогольной продукции плодовой столовой полусладкой "ТРИ ТОПОРА" 0,7 л по цене 135 руб. за каждую, а также вино столовое сухое белое "Кубанское Традиционное" 0,7 л в количестве 3 бутылок по цене 266 руб. за каждую и вино столовое сухое красное "Кубанское Традиционное" 0,7 л в количестве 3 бутылок по цене 266 руб. за каждую; в период с 17.09.2021 по 19.09.2021 коньяк четырехлетний "Кутузов" 0,1 л количестве 7 бутылок по цене 126 руб. за каждую, вино сухое белое "КОКУР" 0,75 л в количестве 2 бутылок по цене 264 руб. за каждую, полусладкое белое вино "Скалистая бухта" 0,75 л в количестве 4 бутылок по цене 195 руб. за каждую, полусладкое розовое вино "Скалистая бухта" 0,75 л в количестве 1 бутылки по цене 233 руб., напиток особый фруктовый газированный розовый полусладкий "САНТО СТЕФАНО" 0,75 л в количестве 4 бутылок по цене 267 руб. за каждую. Вся указанная алкогольная продукция продана Садовниковой Е.В. без применения контрольно-кассовой техники и фиксации сведений о продаже в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно объяснениям представителя Общества Гончаровой Н.П. от 09.11.2021 все денежные средства, полученные от реализации вышеуказанной алкогольной продукции, в сумме 11 005 руб. переданы Садовниковой Е.В. Обществу.
По факту нарушения требований подпункта 12 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) Министерство составило в отношении Общества протокол от 09.11.2021 N 03/2-519/14.17/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, и на основании статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по указанной квалификации.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек его к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 500 000 руб.
Апелляционный суд согласился с названными выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В силу пункта 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом указанной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие названного Закона.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат в том числе следующие виды деятельности: хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; розничная продажа алкогольной продукции.
Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий запрещены (пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).
Руководствуясь приведенными нормами права, а также установив факт осуществления Обществом оборота (розничной продажи) алкогольной продукции без соответствующей лицензии при отсутствии доказательств невозможности соблюдения указанным лицом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суды пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Определяя меру наказания, суд первой инстанции принял во внимание характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, принципы соразмерности и индивидуализации административного наказания.
Отклоняя доводы Общества о несоразмерности наказания правонарушению, суды установили, что минимальный размер штрафа по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ для юридического лица составляет 3 000 000 руб. с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, пришел к выводу о наличии оснований для назначения штрафа ниже низшего предела и назначил штраф в размере 1 500 000 руб.
Довод подателя жалобы о наличии оснований для замены штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ обоснованно не принят судами, поскольку совершенное Обществом административное правонарушение создает угрозу экономическим интересам государства, причинения вреда жизни и здоровью людей, посягает на особо охраняемую государством сферу правоотношений, что в силу совокупных положений статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не может являться основанием для замены назначенного административного штрафа на предупреждение.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по делу N А66-15568/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Торжокского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Определяя меру наказания, суд первой инстанции принял во внимание характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, принципы соразмерности и индивидуализации административного наказания.
Отклоняя доводы Общества о несоразмерности наказания правонарушению, суды установили, что минимальный размер штрафа по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ для юридического лица составляет 3 000 000 руб. с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, пришел к выводу о наличии оснований для назначения штрафа ниже низшего предела и назначил штраф в размере 1 500 000 руб.
Довод подателя жалобы о наличии оснований для замены штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ обоснованно не принят судами, поскольку совершенное Обществом административное правонарушение создает угрозу экономическим интересам государства, причинения вреда жизни и здоровью людей, посягает на особо охраняемую государством сферу правоотношений, что в силу совокупных положений статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не может являться основанием для замены назначенного административного штрафа на предупреждение."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июня 2022 г. N Ф07-6034/22 по делу N А66-15568/2021