29 июня 2022 г. |
Дело N А13-9959/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 29.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области о 17.12.2021 и постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по делу N А13-9959/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жуковец" адрес: 162826, Вологодская обл., Устюженский р-н, д. Славынево, ОГРН 1023501689530, ИНН 3520000796 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском о взыскании с Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 19, ОГРН 1103525003207, ИНН 3525236499 (далее - Департамент), 331 202 руб. 83 коп. неосновательного обогащения.
Решением суда первой инстанции от 17.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.03.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе Обществу в удовлетворении иска.
Податель жалобы не согласен с выводами судов о том, что Общество документально подтвердило обстоятельства, которые являются основанием для освобождения от ответственности за неисполнение условий предоставления субсидии и считает, что эти выводы основаны на неправильном толковании судами положений Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение техники, машин и оборудования, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 15.05.2017 N 404 (далее - Порядок). Департамент указывает, что заявителем не доказано наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению целевых показателей по производству льна-долгунца. Департамент настаивает на наличии в действиях Общества недобросовестности, поскольку средства субсидии в размере 331 202 руб. 83 коп. возвращены в добровольном порядке, требование Департамента от 17.02.2021 N 02-1273/2021 о возврате субсидии не оспорено, а срок признания его незаконным пропущен, что, по мнению ответчика, свидетельствует о непоследовательном поведении и злоупотреблении истцом своими правами.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Департаментом до начала судебного заседания заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое судом кассационной инстанции удовлетворены.
Обществом, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с Порядком, Департамент и Общество (получатель) заключили договор о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат на приобретение техники, машин и оборудования от 14.11.2019 N 405.
Согласно пунктам 1.1, 2.1 предметом договора является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидии в целях возмещения части затрат получателя, связанных с приобретением культиватора блочно-модульного КБМ-10,8П, сеялки зернотуковой рядовой СЗ-6-06. Размер субсидии составил 1 055 755 руб. 82 коп.
В соответствии с пунктом 4.3.2 договора в обязанности получателя входило обеспечение достижения значений результатов предоставления субсидии, которые установлены в приложении 2 к договору, в частности по объему производства льнотресты.
Департамент 19.11.2019 перечислил Обществу 1 055 755 руб. 82 коп. платежным поручением от 15.11.2019 N 5234.
Впоследствии Департаментом проведена проверка на предмет достижения значений Обществом показателей предоставления субсидии, по результатам которой составлен акт от 11.02.2021, где зафиксирован факт не достижения значения показателя результативности, установленного договором по состоянию на 01.01.2021, а именно: плановый показатель производства льнопродукции составил 84,6 тн, фактически произведено 58,06 тн, что составило 68,63% от планового показателя. При этом Департамент пришел к выводу о невыполнении Обществом показателей по производству льнотресты (в переводе на льноволокно) вследствие иных обстоятельств, не связанных с обстоятельствами непреодолимой силы, отклонив заявление Общества от 14.01.2021 о неприменении мер по возврату субсидий в связи с неблагоприятными агрометеорологическими условиями для роста и развития льна-долгунца.
Департамент 17.02.2021 уведомил Общество о необходимости возврата части субсидии в размере 331 202 руб. 83 коп.
Общество перечислило Департаменту 331 202 руб. 83 коп. по платежному поручению от 22.03.2021 N 318.
Полагая, что основания для возврата субсидии отсутствуют, Общество 17.08.2021 направило в Департамент претензию с требованием о возврате перечисленной суммы субсидии.
Претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные сторонами доказательства и доводы сторон по правилам статьи 71 АПК РФ и удовлетворяя иск, суды пришли к выводу о наличии объективных обстоятельств для освобождения получателя субсидии от ответственности за неисполнение условий ее представления и отсутствия у Департамента оснований для истребования у Общества средств субсидии.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене исходя из следующего.
Согласно абзацу пятому статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 БК РФ).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Утвержденным на территории Вологодской области Порядком определено, что субсидии предоставляются в целях возмещения затрат на приобретение техники, машин и оборудования в рамках реализации государственной программы Вологодской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 22.10.2012 N 1222, государственной программы "Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Вологодской области на 2021 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 26.08.2019 N 791 (пункт 1.4).
Пунктом 1.4.1 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях возмещения части следующих затрат: на приобретение новой сельскохозяйственной техники, машин, оборудования для отрасли растениеводства; на приобретение новой сельскохозяйственной техники, машин и оборудования для отрасли животноводства; на приобретение новых техники, машин, оборудования общего назначения, используемого в производстве льна, в том числе тракторов сельскохозяйственных и (или) промышленных тракторов общего назначения, специализированной техники, машин и оборудования для производства и (или) первичной переработки льна; на приобретение нового технологического оборудования, на приобретение нового лабораторного оборудования, используемого для анализа безопасности и качества продовольственного сырья и (или) пищевых продуктов; на приобретение новой сельскохозяйственной техники, машин, оборудования для отрасли птицеводства; на приобретение нового лабораторного оборудования, используемого для проведения молекулярно-генетической экспертизы генетического материала в отрасли животноводства.
Как следует из пункта 4.5 Порядка, в случае невыполнения сельхозтоваропроизводителем, получившим субсидию на возмещение затрат на приобретение техники, машин и оборудования, указанных в подпунктах 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3 пункта 1.4 этого Порядка, результатов вследствие обстоятельств, послуживших основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации в соответствии с Законом N 68-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", или обстоятельств, послуживших основанием для установления карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", полученная сельхозтоваропроизводителем субсидия возврату в соответствии с пунктом 4.4 настоящего Порядка, не подлежит.
Указанные в данном абзаце Порядка обстоятельства именуются в этом нормативном правовом акте обстоятельствами непреодолимой силы.
При этом обстоятельства непреодолимой силы должны иметь место:
- на территории, где расположены посевные площади сельхозтоваропроизводителя (при невыполнении результатов по объему производства продукции растениеводства в зерновых единицах, и (или) объему производства картофеля и (или) овощей открытого и (или) защищенного грунта, площади закладки многолетних насаждений, и (или) объему производства плодов и (или) ягод, и (или) объему производства льнотресты (в переводе на льноволокно), и (или) объему льноволокна, полученному после первичной переработки льнотресты);
- на территории, где расположены производственные объекты сельхозтоваропроизводителя (при невыполнении результатов по объему производства молока, и (или) объему реализованного мяса крупного рогатого скота (в живом весе), и (или) объему реализованного мяса свиней (в живом весе), и (или) объему производства мяса птицы в живом весе, и (или) объему производства яйца, и (или) племенному поголовью крупного рогатого скота).
Сельхозтоваропроизводитель, не выполнивший результаты вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, обращается в департамент с заявлением о неприменении департаментом мер по возврату субсидии с приложением необходимых документов, указанных в пункте 4.5 Порядка.
Департамент в течение 30 календарных дней со дня обращения сельхозтоваропроизводителя с заявлением о неприменении Департаментом мер по возврату субсидии рассматривает данное заявление на предмет установления невыполнения результатов вследствие обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, составляет заключение, содержащее вывод о невыполнении результатов вследствие обстоятельств непреодолимой силы или о невыполнении результатов вследствие иных обстоятельств.
В случае составления заключения, содержащего вывод о невыполнении результатов вследствие обстоятельств, не относящихся к обстоятельствам непреодолимой силы, департамент в течение 10 рабочих дней со дня составления заключения направляет сельхозтоваропроизводителю требование о возврате полученной субсидии в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня направления соответствующего требования в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 4.4 данного Порядка.
В случае составления заключения, содержащего вывод о невыполнении результатов вследствие обстоятельств непреодолимой силы, департамент в течение 10 рабочих дней со дня составления заключения принимает решение о неприменении мер по возврату субсидии в соответствии с пунктом 4.4 настоящего Порядка к сельхозтоваропроизводителю.
Критериями принятия решения о неприменении мер по возврату субсидии являются документально подтвержденные факты, послужившие основанием для невыполнения результатов.
В рассматриваемом случае судами из материалов дела установлено, что показатели результативности предоставления субсидии в соответствии с договором выполнены Обществом не в полном объеме, а именно объем производства льнотресты (в переводе на льноволокно) составил 580,6 ц, что соответствовало 68,63% выполнения плана.
Между тем, исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, обосновывающие применение положений пункта 4.5 Порядка, суды пришли к выводу об отсутствии у Департамента оснований для привлечения заявителя к ответственности за не достижение плановых показателей выдачи субсидии, которая была использована Обществом целевым образом.
В своем выводе суды основывались на том, что установленные для Общества в договоре значения плановых показателей не достигнуты в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, подтверждаемых следующими документами:
- постановлением Правительства Вологодской области от 10.06.2020 N 674 которым, в связи со сложившееся сложной обстановкой в агропромышленном комплекса области, возникшей в результате опасного агрометеорологического явления - переувлажнения почвы, которое может привести к недосеву сельскохозяйственных культур, частичной потере или гибели урожая на сельхозугодиях хозяйств, введен режим функционирования "Повышенная готовность", определены границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, в том числе Устюженский район;
- постановлением администрации Устюженского муниципального района от 23.09.2020 N 560 "О введении на территории района режима "Повышенная готовность", которым определено, что в период с 23.09.2020 до 15.10.2020 в связи с ухудшением агрометеорологических условий для проведения полевых работ и переувлажнением почвы на территории Устюженского муниципального района введен режим функционирования "Повышенная готовность";
- справкой филиала федерального государственного бюджетного учреждения Северного УГМС "Вологодский ЦГМС" от 19.01.2021 N 03-24/50-42, согласно которой в осенний период 2019 года на территории Вологодской области отмечалось обилие осадков, приведших к переувлажнению почвы и повышению уровня грунтовых вод, а в период ранней и затяжной с обилием осадков весны 2020 года и первой половины лета 2020 года почва с учетом осадков находилась в сильно и избыточно увлажненном состоянии. Указанные неблагоприятные агрометеорологические условия в период обработки почвы и посевных работ привели к срыву оптимальных сроков сева льна-долгунца, а также - к нарушению роста и развития растений и к частичной их гибели;
- актом обследования полей от 28.09.2020 за период полевых работ с 30.04.2020 по 26.09.2020, в котором Обществом отражено, что лен-долгунец убран со всей площади посевов с низким качеством и повышенной засоренностью в связи с неблагоприятными погодными и почвенными условиями.
Введение режима повышенной готовности на территории Устюженского района, в границах которого Общество обеспечивало достижение плановых значений результатов предоставления субсидии, в том числе по объему производства льнотресты, Департаментом не опровергнуто.
Вывод судов о достижении Обществом показателей по договору по производству льнотреста по объему 68,63%, Департаментом в суде первой инстанции не отрицалось.
Учитывая документальное подтверждение заявителем обстоятельств, указанных в пункте 4.5 Подряда, которые являются основанием для освобождения получателя субсидии от ответственности за неисполнение условий ее предоставления в производстве льнотреста, суды верно указали на то, что требование о возврате субсидии в спорной сумме предъявлено Департаментом неправомерно.
Поскольку правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на ее получение (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то что в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, не являются бюджетными правоотношениями, то к отношениям сторон по исполнению условий договора о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу пункта 3 статьи 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством, если это исполнение получено сверх должного.
Поскольку возвращенные Обществом по платежному поручению от 22.03.2021 N 318 средства субсидии в размере 331 202 руб. 83 коп. получены Департаментом в отсутствие на то правовых оснований, суды обосновано посчитали указанную сумму неосновательным обогащением ответчика.
Вопреки мнению ответчика, пропуск Обществом срока на обжалование требования Департамента от 17.02.2021 N 02-1273/2021 о возврате субсидии не ограничивает истца в праве требовать возврата неосновательного обогащения в исковом порядке, реализованного в данном случае.
Доводы кассационной жалобы Департамента, которые выводов судов не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судебными инстанциями норм материального права, направлены по своей сути на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, поскольку исследование доказательственной стороны спора в компетенцию суда округа не входит.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы Департамента.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области о 17.12.2021 и постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по делу N А13-9959/2021, оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу пункта 3 статьи 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством, если это исполнение получено сверх должного.
...
решение Арбитражного суда Вологодской области о 17.12.2021 и постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по делу N А13-9959/2021, оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2022 г. N Ф07-7263/22 по делу N А13-9959/2021