12 июля 2022 г. |
Дело N А56-68153/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "Метрострой Северной Столицы" Любимкиной М.М. (доверенность от 28.12.2021), Федина К.А. (доверенность от 14.02.2022),
рассмотрев 12.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу N А56-68153/2021,
УСТАНОВИЛ:
Адвокатское бюро "Прайм Эдвайс Санкт-Петербург" (191186, г. Санкт-Петербург, Невский пр., д. 11/2, лит. А, пом. 17Н; ОГРН 1077800027678; ИНН 7813203176; далее - Адвокатское бюро) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (199004, г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; ОГРН 1027809242933; ИНН 7825413361; далее - Управление) от 30.06.2021 N Т02-501/21 и возложении на него обязанности возобновить производство по жалобе заявителя на действия акционерного общества "Метрострой Северной Столицы" при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание юридических услуг, связанных с сопровождением интересов заказчика в процессе банкротства, согласно извещению о закупке N 32110352311.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Метрострой Северной Столицы" (196247, г. Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, корп. 2, лит. А, пом. 67Н, Р.М.З., этаж 21; ОГРН 1207800130560; ИНН 7810904590; далее - Общество) и адвокатское бюро города Москвы "ККП" (119180, г. Москва, 4-й Голутвинский пер., д. 1/8, стр. 5; ОГРН 1177700005889;
ИНН 7706447844).
Решением суда первой инстанции от 16.12.2021 оспариваемое решение Управления признано недействительным, а в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.03.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение является правомерным и обоснованным.
В судебном заседании представители Общества просили удовлетворить жалобу Управления.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок Обществом было размещено извещение от 03.06.2021 N 32110352311 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание юридических услуг, связанных с сопровождением интересов заказчика в процессе банкротства юридического лица, включая документацию о закупке.
Адвокатского бюро, сославшись на то, что содержащиеся в документации о закупке положения в отношении установленных требований к отдельным видам товаров и график поставки товаров, являющийся невыполнимым, нарушают принципы открытости и прозрачности и могут повлечь отклонение его заявки, либо будут препятствовать надлежащему исполнению договора в случае признания его победителем, 21.06.2021 обратилось в Управление с жалобой на положения документации о закупке.
Решением Управление от 30.06.2021 N Т02-501/21 рассмотрение жалобы Адвокатского бюро прекращено, поскольку, подав заявку на участие в закупке, заявитель тем самым выразил согласие со всеми положениями документации о закупке и в связи с этим его права не могут считаться нарушенными.
Адвокатского бюро, не согласившись с решением Управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о неправомерности оспариваемого решения Управления, удовлетворил заявление в указанной части.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика (пункт 1).
Согласно части 11 статьи 3 Закона N 223-ФЗ в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Как предусмотрено частью 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В силу части 21 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3-5 части 9 настоящей статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ жалоба возвращается заявителю в следующих случаях: наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (пункт 3); антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (пункт 4); акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (пункт 5).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что жалоба Адвокатского бюро была принята Управлением к рассмотрению согласно уведомлению от 23.06.2021 N 78/18209/21.
При этом, как установлено судами, ни одного основания для прекращения рассмотрения жалобы, указанного в пунктах 3-5 части 9 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ, не имелось. Обстоятельства, на которые сослалось Управление в качестве основания для приращения рассмотрения жалобы, не входят в предусмотренный названной нормой перечень.
В связи с этим суды указали, что жалоба Адвокатского бюро должна была быть рассмотрена Управлением по существу с вынесением решения о признании ее обоснованной или необоснованной в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения Управления упомянутым нормам, а также о нарушении им прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу N А56-68153/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 9 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ жалоба возвращается заявителю в следующих случаях: наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (пункт 3); антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (пункт 4); акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (пункт 5).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что жалоба Адвокатского бюро была принята Управлением к рассмотрению согласно уведомлению от 23.06.2021 N 78/18209/21.
При этом, как установлено судами, ни одного основания для прекращения рассмотрения жалобы, указанного в пунктах 3-5 части 9 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ, не имелось. Обстоятельства, на которые сослалось Управление в качестве основания для приращения рассмотрения жалобы, не входят в предусмотренный названной нормой перечень.
В связи с этим суды указали, что жалоба Адвокатского бюро должна была быть рассмотрена Управлением по существу с вынесением решения о признании ее обоснованной или необоснованной в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2022 г. N Ф07-7517/22 по делу N А56-68153/2021