13 июля 2022 г. |
Дело N А56-105958/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Михайловской Е.А. и Щуриновой С.Ю.,
при участии от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Насветко А.М. (доверенность от 25.12.2019),
рассмотрев 13.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 по делу N А56-105958/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, корп. 2А, пом. 54-Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Возрождение", адрес: 199034, Санкт-Петербург, 5-я линия В.О., д. 8, лит. А, пом. 8Н, ОГРН 1117847118510, ИНН 7811488977 (далее - Общество), 375 788 руб. 67 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную по договору от 01.06.2016 N 71005 за период с января 2019 года по февраль 2020 года.
Решением суда первой инстанции от 27.10.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.03.2022, иск удовлетворен частично; с Общества в пользу Компании взыскано 302 773 руб. 64 коп. задолженности. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит изменить принятые по делу судебные акты в части отказа во взыскании 73 015 руб. задолженности и принять по делу новое решение - об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Податель жалобы указывает, что в спорный период для населения действовали средневзвешенные тарифы на горячую воду, рассчитанные исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению - 0,06 Гкал/куб.м.
Также заявитель ссылается на то, что разницы в стоимостном выражении между тарифами на тепловую энергию, установленными для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжении, и примененными истцом при расчетах с ответчиком льготными тарифами на тепловую энергию не имеется.
Заявитель отмечает, что согласно представленному истцом контррасчету, оформленному в виде возражений на расчет ответчика, истец определял количество тепловой энергии, поставленное на нужды горячего водоснабжения, исходя из нормативного расхода, то есть как произведение объема горячей воды в куб.м по отчету о теплопотреблении на установленный норматив 0,06 Гкал/куб.м.
В судебном заседании представитель Компании подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Компанией (энергоснабжающая организация) и Обществом (абонент) заключен договор теплоснабжения от 01.06.2016 N 71005 (далее - Договор), согласно которому энергоснабжающая организация обязуется осуществлять поставку (подачу) тепловой энергии (включая теплоноситель - при независимой схеме подключения теплопотребляющей(их) установки(ок)) (далее - тепловая энергия), для объекта теплоснабжения, указанного в приложении N 2 к договору, а абонент обязуется оплачивать поданный на объект объем тепловой энергии, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем и иного оборудования, с использованием которых осуществляется потребление тепловой энергии.
Обязательства по поставке тепловой энергии Компанией исполнены надлежащим образом, однако, Общество допустило нарушение обязательств в части оплаты, предусмотренные разделом 5 Договора.
Согласно расчетам Компании у Общества образовалось 375 788 руб. 67 коп. задолженности за тепловую энергии, потребленную за период с января 2019 года по февраля 2020 года.
Неоплата указанной суммы послужила основанием для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций исковые требования удовлетворили частично.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Поскольку коммунальный ресурс в данном случае поставлялся в многоквартирный жилой дом, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Из материалов дела следует, что Предприятие осуществляет поставку в многоквартирный дом тепловой энергии на нужды отопления и горячую воду, которая предоставляется населению как услуга по горячему водоснабжению и оплачивается населением по тарифу в рублях за кубический метр.
Возражая против иска, Общество выразило несогласие с расчетом объема коммунального ресурса, поставленного в спорный период на нужды горячего водоснабжения, полагая, что расчеты должны производиться с учетом норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета (ОДПУ), которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Как видно из счетов-фактур, истец предъявил ответчику к оплате общее количество тепловой энергии без распределения этого количества на отопление и горячее водоснабжение. Истец выставляет счета, в которых предъявляет к оплате ресурс, в том числе, потребленный на нужды горячего водоснабжения, исходя из количества потребленных гигакалорий, в то время как ответчик получает от населения плату за потребленный ресурс, исходя из расчета в кубических метрах.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с позицией Общества. Оснований для иных выводов кассационная инстанция не усматривает.
Исходя из положений пункта 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В то же время в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
Горячая вода является одним из видов коммунального ресурса (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
В совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
В соответствии с абзацем 1 пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб.м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб.м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг").
В пункте 7(1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб. м горячей воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, население, проживающее в жилом доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб.м и по тарифу, установленному регулирующим органом для оплаты одного куб.м горячей воды.
Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его исходя из тарифа, установленного для населения для оплаты одного куб.м горячей воды.
Общество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, Общество должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на Общество обязанность по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия ОДПУ, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суды обоснованно приняли контррасчет Общества, согласно которому задолженность за стоимость услуги ГВС, оказанной по Договору в спорный период, составила 302 773 руб. 64 коп.
Суды также правомерно не усмотрели оснований для принятия довода Компании, заявленного в обоснование своего расчета стоимости тепловой энергии, поскольку для целей определения количества тепловой энергии, необходимого для подогрева воды, исполнителем коммунальных услуг применяется норматив, а не показания ОДПУ, произведенная Компанией корректировка (с поправкой на энтальпию) зафиксированного ОДПУ объема тепловой энергии на нужды ГВС, не может повлиять на размер обязательств Общества (исполнителя коммунальных услуг).
При этом, как верно отметили суды, абзац пятый пункта 42(1) Правил N 354 не применяется к спорным правоотношениям в связи с тем, что в находящихся в управлении Общества МКД установлены ОДПУ, которые фиксируют общий объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и ГВС, а также отдельно учитывают объем коммунального ресурса на нужды ГВС в двух единицах измерения (в Гкал и в куб.м).
Поскольку установленные в МКД ОДПУ позволяют определить как объем тепловой энергии на нужды отопления, так и объем тепловой энергии на нужды ГВС, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у Компании оснований перераспределять объемы тепловой энергии между двумя видами коммунальных ресурсов (отопления и ГВС) в порядке, предусмотренном абзацем пятым пункта 42(1) Правил N 354.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы, судебные инстанции обоснованно удовлетворили требования Компании частично, на сумму 302 773 руб. 64 коп., в соответствии с расчетом Общества. Расчет задолженности произведен с учетом действующих тарифов.
Доводы, приведенные Компанией в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 по делу N А56-105958/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды также правомерно не усмотрели оснований для принятия довода Компании, заявленного в обоснование своего расчета стоимости тепловой энергии, поскольку для целей определения количества тепловой энергии, необходимого для подогрева воды, исполнителем коммунальных услуг применяется норматив, а не показания ОДПУ, произведенная Компанией корректировка (с поправкой на энтальпию) зафиксированного ОДПУ объема тепловой энергии на нужды ГВС, не может повлиять на размер обязательств Общества (исполнителя коммунальных услуг).
При этом, как верно отметили суды, абзац пятый пункта 42(1) Правил N 354 не применяется к спорным правоотношениям в связи с тем, что в находящихся в управлении Общества МКД установлены ОДПУ, которые фиксируют общий объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и ГВС, а также отдельно учитывают объем коммунального ресурса на нужды ГВС в двух единицах измерения (в Гкал и в куб.м).
Поскольку установленные в МКД ОДПУ позволяют определить как объем тепловой энергии на нужды отопления, так и объем тепловой энергии на нужды ГВС, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у Компании оснований перераспределять объемы тепловой энергии между двумя видами коммунальных ресурсов (отопления и ГВС) в порядке, предусмотренном абзацем пятым пункта 42(1) Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июля 2022 г. N Ф07-8863/22 по делу N А56-105958/2020