21 июля 2022 г. |
Дело N А21-7280/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А. Кудина А.Г.,
рассмотрев 20.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области "Водоканал" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 по делу N А21-7280/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное предприятие Калининградской области "Водоканал", адрес: 236023, Калининград, Советский пр., д.107, ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923 (далее - Предприятие, Водоканал) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство) от 12.04.2021 N ЖК-2/317/КАС/1167-вх по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
Решением суда от 23.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.03.2022, Водоканалу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Водоканал просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, поскольку по смыслу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Предприятие является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей коммунальный ресурс в нежилое помещение многоквартирного жилого дома, но не является исполнителем коммунальных услуг и при применении положений названных Правил суды не учли, что в Калининграде в спорный период не был установлен норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и водоотведению для нежилых помещений, в связи с чем осуществить в соответствии с оспариваемым предписанием Министерства расчет платы за указанные услуги по нормативам исходя из Правил N 354 не представляется возможным. В связи с этим, по мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание лишено правовых оснований. В кассационной жалобе Водоканал настаивает на необходимости, применения к рассматриваемым правоотношениям иных правил - Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
В отзыве на жалобу Министерство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Представители Водоканала и Министерства, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в 12.03.2021 в Министерство поступило обращение собственника нежилого помещения литер II из литера А (первый этаж) в многоквартирном доме (МКД) N 41-51 по улице Куйбышева в Калининграде Астраханцева А.В. по вопросу порядка начисления Предприятием по названному нежилому помещению платы за холодное водоснабжение, водоотведение за период с декабря 2019 года по июль 2020 года (счет от 31.07.2020 N 0201999-00000001).
Министерство на основании своего приказа от 31.03.2021 N ЖК-812/пр и обращения собственника помещения в МКД провело в отношении Предприятия в период с 31.03.2021 по 12.04.2021 внеплановую документарную проверку с целью оценки фактов и доводов, изложенных в обращении гражданина по результатам которой 12.04.2021 составило акт N ЖК-1/812/КАС/1167-о.
В ходе проверки Министерство выявило и зафиксировало в акте, что Предприятие при непредставлении собственником нежилого помещения литер II из литера А показаний индивидуального прибора учета неправомерно начислило Астраханцеву А.В. плату за холодное водоснабжение на основании подпункта "г" пункта 16 Правил N 776, по методу пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, а не в соответствии с подлежавшими применению пунктами 59 и 60 Правил N 354.
По факту выявленного в ходе проверки нарушения Министерство 12.04.2021 выдало Предприятию предписание ЖК-2/317/КАС/1167-вх, которым обязало до 10.07.2021 произвести по нежилому помещению, принадлежащему Астраханцеву А.В., расположенному по адресу г. Калининград, ул. Куйбышева, д. 41-51, этаж 1, литер II из литера А перерасчет размера платы за холодное водоснабжение и водоотведение за период с 13 декабря 2019 года по 29 июля 2020 года в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Не согласившись с предписанием Министерства, Водоканал обратился в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Министерства правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания; суды констатировали законность, обоснованность и исполнимость предписания.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Из материалов дела видно, что Водоканал и Астраханцев А.В. заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 11.11.2013 N 201999, по условиям которого Предприятие обязалось подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть холодную (питьевую) воду из централизованных систем холодного водоснабжения.
В ходе проверки Министерство установило, что нежилое помещение литер II из литера А на первом этаже МКД оснащено индивидуальными приборами учета холодного и горячего водоснабжения, принятыми к коммерческому учету.
До 12.12.2019 в связи передачей показаний прибора учета, расчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение производился Водоканалом исходя из фактических показаний приборов учета.
Плата за холодное водоснабжение за период с 13.12.2019 по 29.07.2020 по названому нежилому помещению в связи с отсутствием данных о показаниях индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения в указанных помещениях была рассчитана Предприятием на основании подпункта "г" пункта 16 Правил N 776 исходя из пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения (при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе при скорости движения воды 1,2 м/сек.).
На основании подпункта "а" пункта 15 Правил N 776 при расчетном способе коммерческого учета воды применяется метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
Согласно подпункту "г" пункта 16 Правил N 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в случае нарушения в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 776 названные Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354.
Судами двух инстанций установлено и Предприятием не отрицается, что принадлежащее Астраханцеву А.В. нежилое помещение литер II из литера А располагается в многоквартирном жилом доме.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании данной статьи Жилищного кодекса утверждены Правила N 354, которые в числе прочего регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности.
Согласно подпунктам "а", "в" пункта 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены такие виды коммунальных услуг, как холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, водоотведение, то есть отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Поскольку значимым условием является нахождение нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, то к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, подлежат применению положения Жилищного кодекса и Правил N 354, регулирующих отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам как жилых, так и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах.
Такой вывод соответствует правовой позиции, приведенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2018 N 310-КГ18-4410, от 16.06.2021 N 307-ЭС21-8294.
При этом суды обоснованно отклонили довод Предприятия о том, что расчет платы за коммунальные услуги должен производиться на основании подпункта "г" пункта 16 Правил N 776, поскольку в соответствии с пунктом 1 названных Правил они распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством, в том числе Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные указанными Правилами или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (подпункт "б" пункта 59 Правил N 354).
Согласно абзацу второму пункта 60 Правил N 354 по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 этих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43 Правил N 354.
Суды двух инстанций правомерно заключили, что в виду непредставления собственником нежилого помещения Предприятию за период с 13.12.2019 по 29.07.2020 показания индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения, плата за данную услугу подлежала начислению в соответствии с пунктами 59 и 60 подлежавших применению Правил N 354.
Довод Предприятия о том, что оно не является исполнителем коммунальной услуги по поставке холодного водоснабжения в нежилые помещения, подлежит отклонению, поскольку в силу пункту 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
При этом пунктом 8 Правил N 354 уточнено, что, исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация.
Следовательно, Водоканал как ресурсоснабжающая организация может выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании приведенных норм права. Доказательств объективной невозможности произвести расчеты платы за соответствующие коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354, как того требует оспариваемое предписание, Предприятием не приведено. Как таковое неустановление в Калининграде норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и водоотведению для нежилых помещений к реабилитирующим Водоканал обстоятельствам отнесено быть не может.
Оспариваемое предписание Министерства соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 по делу N А21-7280/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области "Водоканал" - без удовлетворения.
Возвратить государственному предприятию Калининградской области "Водоканал" (адрес: 236023, Калининград, Советский пр., д.107, ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 27.04.2022 N 5028.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.