17 августа 2022 г. |
Дело N А42-7128/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Лущаева С.В.,
рассмотрев 11.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Центр материально-технического обеспечения и обслуживания муниципальных учреждений города Кировска" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по делу N А42-7128/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области, адрес: 183025, г. Мурманск, пр-д Капитана Тарана, д. 23, ОГРН 1205100003668, ИНН 5190084421, обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением о взыскании с муниципального казенного учреждения "Центр материально-технического обеспечения и обслуживания муниципальных учреждений города Кировска", адрес: 184250, Мурманская область, г. Кировск, Олимпийская ул., д. 52, ОГРН 1155190009567, ИНН 5103300647 (далее - Учреждение), 16 421,68 руб. ущерба, причиненного в результате несвоевременного представления индивидуальных сведений за июль 2020 года в отношении застрахованного лица Егоренковой М.Г. и в связи с этим выплаты излишней суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии за период с 01.07.2020 по 30.09.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Егоренкова М.Г. и муниципальное казенное учреждение "Центр учета и отчетности муниципальных учреждений города Кировска".
Определением суда первой инстанции от 17.11.2021 произведено процессуальное правопреемство, Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области заменен на правопреемника государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области, адрес: 183025, г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 26, ОГРН 1025100846814, ИНН 5191120055 (далее - Фонд).
Решением суда от 04.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.04.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение от 04.02.2022 и постановление от 21.04.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае отсутствует причинно-следственная связь между нарушением срока предоставления отчетности по форме СЗВ-М и возникшими у истца убытками. Учреждение полагает, что при получении от страхователя формы СЗВ-М, которая не содержала сведения о Егоренковой М.Г., и в отсутствие формы СЗВ-ТД о ее увольнении Фонд был обязан в силу части 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) дополнительно проверить представленные страхователем сведения индивидуального (персонифицированного) учета и направить Учреждению соответствующий запрос об уточнении сведений в целях выплаты пенсионеру страховой пенсии с учетом индексации, что не было сделано.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в настоящем судебном заседании.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
Учреждение представило в территориальный орган Пенсионного фонда сведения по форме СЗВ-М за июль 2020 года в отношении застрахованного лица Егоренковой М.Г. 13.10.2020, то есть с нарушением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) срока.
Не получив в установленный срок сведения о Егоренковой М.Г. за июль 2020 года, Фонд принял решение об индексации ей с 01.07.2020 как неработающему пенсионеру причитающихся выплат в счет пенсии.
В дальнейшем, получив 13.10.2020 сведения по форме СЗВ-М на указанное лицо, Фонд посчитал, что в период с 01.07.2020 по 30.09.2020 переплата пенсии Егоренковой М.Г. как работающему пенсионеру произошла по причине несвоевременного представления Учреждением сведений, и поскольку добровольно ответчик указанную сумму не возместил, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании переплаты в размере 16 421,68 коп.
Суды первой и апелляционной инстанции, изучив обстоятельства дела и представленные доказательства, пришли к выводу о наличии причинно-следственной связи между несвоевременным представлением Учреждением сведений и заявленной к взысканию переплатой, в связи с чем удовлетворили исковые требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, исходит из следующего.
В статье 26.1 Закона N 400-ФЗ определен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 указанной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пунктов 1 и 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктами 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В силу части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
В рассматриваемом случае суды, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 15, 1064, 1082 ГК РФ, пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и статьи 28 Закона N 400-ФЗ, пришли к выводу о наличии причинно-следственной связи между несвоевременным предоставлением Учреждением сведений за июль 2020 года и понесенными Фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии работающему пенсионеру за период с 01.07.2020 по 30.09.2020.
Иное, вопреки доводам подателя жалобы, из материалов дела не следует.
Положения Закона N 400-ФЗ не возлагают на Фонд обязанность учитывать при принятии решения об установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии факт отсутствия сведений по форме СЗВ-ТД.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, а сводятся к оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств дела, что не относится к компетенции суда округа.
Поскольку нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по делу N А21-7128/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Центр материально-технического обеспечения и обслуживания муниципальных учреждений города Кировска" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
...
В рассматриваемом случае суды, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 15, 1064, 1082 ГК РФ, пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и статьи 28 Закона N 400-ФЗ, пришли к выводу о наличии причинно-следственной связи между несвоевременным предоставлением Учреждением сведений за июль 2020 года и понесенными Фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии работающему пенсионеру за период с 01.07.2020 по 30.09.2020.
...
Положения Закона N 400-ФЗ не возлагают на Фонд обязанность учитывать при принятии решения об установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии факт отсутствия сведений по форме СЗВ-ТД."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 августа 2022 г. N Ф07-9153/22 по делу N А42-7128/2021