17 августа 2022 г. |
Дело N А05-3492/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бобарыкиной О.А., Боглачевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Архсити групп" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.11.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по делу N А05-3492/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РВК-Архангельск", адрес: 163069, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 52, пом. 11, оф. 1122, ОГРН 1147746544890, ИНН 7726747370 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Архсити Групп", адрес: 163072, Архангельская обл., Архангельск, пр. Советских Космонавтов, д. 178, оф. 33(1), ОГРН 1112901008505, ИНН 2901218077 (далее - Компания), о взыскании 565 297 руб. 42 коп. задолженности по оплате услуг холодного водоснабжения, оказанных в период с 01.11.2019 по 31.12.2020, 57 480 руб. 74 коп. неустойки, начисленной с 01.01.2021 по 03.09.2021, с ее последующим начислением, начиная с 04.09.2021 по день фактической оплаты задолженности (с учетом уточнения иска).
Решением от 12.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.03.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 12.11.2021 и постановление апелляционного суда от 03.03.2022, принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в связи с заключением собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - МКД), управление которыми осуществляет Общество, прямых договоров холодного водоснабжения, обязанность по установке общедомовых приборов учета возложена на Общество, как на исполнителя коммунальной услуги. В данном случае, учитывая факт заключения Обществом и потребителями прямых договоров, оснований для возложения на Компанию обязанности по оплате услуг водоснабжения с учетом повышающего коэффициента не имеется.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 14.11.2018 "О внесении изменения в постановление мэрии г. Архангельска от 30.01.2015 N 72" Общество наделено статусом гарантирующей организации на территории г. Архангельска с 20.12.2018.
Общество (ресурсоснабжающая организация) направило в адрес Компании (абонент) проект договора холодного водоснабжения на содержание общего имущества многоквартирного дома от 15.11.2019 N 1-029.У (далее - Договор), по которому ресурсоснабжающая организация обязалась подавать абоненту на объекты, указанные в приложении 2 к Договору, через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду для содержания общего имущества многоквартирного дома, а абонент - оплачивать в установленные Договором сроки и размерах принятую холодную (питьевую) воду.
Датой начала подачи холодной (питьевой) воды является 01.09.2019 (пункт 1.2 Договора).
В соответствии с пунктами 5.1-5.2 Договора учет количества принятой холодной (питьевой) воды производится по показаниям общедомовых приборов учета холодной воды, установленных в соответствии с Договором.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате абонентом по Договору, определяется по фактическому объему коммунального ресурса, использованного при самостоятельном производстве и предоставлении абонентом коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пунктам 7.2-7.3 Договора абонент в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, оплачивает в ресурсоснабжающую организацию фактически поставленные ресурсы. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.
Компания подписанный проект Договор в адрес Общества не возвратила.
В период с 01.11.2019 по 31.12.2020 Общество оказало в отношении МКД, находящихся в управлении Компании, услуги холодного водоснабжения, которые последняя не оплатила.
В рамках досудебного урегулирования спора Общество 25.01.2021 направило в адрес Компании претензию с требованием оплатить образовавшуюся задолженность. Требования претензии оставлены без удовлетворения.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Компанией обязательства по оплате услуг, оказанных в отношении многоквартирных домов в спорный период, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Поскольку услуги водоснабжения оказывались в отношении многоквартирных жилых домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что в период с 01.11.2019 по 31.12.2020 Общество оказало в отношении МКД, находящихся в управлении Компании, услуги холодного водоснабжения.
Разногласия сторон касаются применения повышающего коэффициента при расчете стоимости холодной воды, поставленной Компании в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета (далее - ОДПУ).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 22 Правил N 124 (далее - Правила N 124), при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Суды обоснованно отклонили довод Компании об отсутствии у нее обязанности по установке ОДПУ холодной воды в находящихся в ее управлении многоквартирных домах и отсутствии в связи с этим правовых оснований для применения подпункта "ж" пункта 22 Правил N 124, указав, что этот довод противоречит подпункту "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и подпункту "с" пункта 31 Правил N 354, в соответствии с которыми Компания, являясь исполнителем коммунальных услуг обязана была обеспечить установку ОДПУ холодной воды в МКД, в которых осуществляет управление.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В силу подпункта "к" пункта 11Правил N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно пункту 5, подпункту "ж" пункта 10 и подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета воды, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя также обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета воды.
В силу пункта 6 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" (действовавшим в период до 26.09.2020), результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Аналогичные положения содержатся в действующем с 26.09.2020 приказе Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
С учетом того, что Компания не представила акты об отсутствии технической возможности установки ОДПУ воды в спорных МКД, суды признали правомерным применение Обществом повышающего коэффициента к стоимости поставленной холодной воды.
При таких обстоятельствах суды обоснованно взыскали с ответчика в пользу истца 565 297 руб. 42 коп. задолженности.
Установив, что Компания своевременно не оплатила оказанные услуги, и руководствуясь статьей 330 ГК РФ и пунктом 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", суды признали обоснованным требование Общества о взыскании с ответчика 57 480 руб. 74 коп. неустойки, начисленной с 01.01.2021 по 03.09.2021, с ее последующим начислением, начиная с 04.09.2021 по дату фактического погашения задолженности.
Суды проверили расчет неустойки и признали его соответствующим действующему законодательству.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.11.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по делу N А05-3492/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Архсити групп" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 6 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" (действовавшим в период до 26.09.2020), результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Аналогичные положения содержатся в действующем с 26.09.2020 приказе Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
...
Установив, что Компания своевременно не оплатила оказанные услуги, и руководствуясь статьей 330 ГК РФ и пунктом 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", суды признали обоснованным требование Общества о взыскании с ответчика 57 480 руб. 74 коп. неустойки, начисленной с 01.01.2021 по 03.09.2021, с ее последующим начислением, начиная с 04.09.2021 по дату фактического погашения задолженности.
...
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.11.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по делу N А05-3492/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Архсити групп" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 августа 2022 г. N Ф07-7182/22 по делу N А05-3492/2021