17 августа 2022 г. |
Дело N А21-4398/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,
при участии от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области Шахбановой Е.Т. (доверенность от 11.01.2022), от акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" Кириллова А.В. (доверенность от 01.04.2022),
рассмотрев 17.08.2022 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области и акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу N А21-4398/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Диагностика здоровья", адрес: 236016, Калининград, ул. Фрунзе, д. 59-67, ОГРН 1133926028917, ИНН 3906301299 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным принятого Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Калининградской области, адрес: 236003, Калининград, Московский пр., д. 174, ОГРН 1023900598150, ИНН 3904006756 (далее - Фонд), решения от 03.02.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", адрес: 107045, Москва, Уланский пер., д. 26, пом. 3.01, ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427 (далее - АО СК "СОГАЗ-Мед") и общество с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское страхование в Калининградской области" (адрес: 115184, Москва, Б. Татарская ул., д. 13, стр. 19, ОГРН 1027806865481, ИНН 7813171100) в лице Калининградского филиала (далее - ООО "Капитал МС").
Решением суда первой инстанции от 08.12.2021 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 10.03.2022 решение от 08.12.2021 отменено; решение Фонда от 03.02.2021 признано недействительным в части применения санкций в сумме 294 574 руб. 83 коп.; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано; с Фонда в пользу Общества взыскано 4 500 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине.
В кассационных жалобах Фонд и АО СК "СОГАЗ-Мед", ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просят отменить постановление от 10.03.2022 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 08.12.2021.
По мнению Фонда, апелляционный суд пришел к неправомерному выводу о незаконном применении Фондом в отношении Общества санкции в виде штрафа по пункту 4.6.1 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, утвержденного Приказом Фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36 (далее - Порядок N 36), поскольку суд сослался на недействующий в указанный период пункт 66 Приказа ФФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (далее - Порядок N 230), утративший силу в связи с изданием Порядка N 36. Фонд полагает, что основания для применения в отношении Общества штрафа по пункту 4.6.1 Порядка N 36 установлены в решении и постановлении по настоящему делу (оказание Обществом меньшего количества медицинских услуг, чем предъявлено к оплате) и названная санкция применена правомерно, поскольку определена Фондом в соответствии с главой Х указанного Порядка, пунктами 147-149 Правил ОМС, утвержденным приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108 (далее - Правила N 108), и связана с ведением Обществом именно медицинской деятельности, а не ведением учетно-отчетной документации в хозяйственной деятельности, на которое ошибочно указал апелляционный суд.
АО СК "СОГАЗ-Мед", в своей кассационной жалобе, также указывает на то, что допущенные Обществом нарушения относятся именно к медицинской деятельности, за которое пунктом 147-149 Правил N 108 и Приложения N 4.1.1 к Тарифному соглашению в системе ОМС Калининградской области от 30.12.2019, предусмотрена ответственность в виде штрафа по пункту 4.6.1 Порядка N 36; в случае отнесения выявленных судами нарушений к хозяйственным, а не к медицинским, не порождает для медицинской организации, допустившей нарушение, каких-либо стимулов для предотвращения подобных ситуаций.
ООО "Капитал МС", в отзыве на кассационную жалобу Фонда, поддержало заявленные в ней доводы.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.06.2022 рассмотрение кассационной жалобы Фонда отложено на 17.08.2022 для совместного рассмотрения с кассационной жалобой АО СК "СОГАЗ-Мед".
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.08.2022 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с нахождением в отпуске судьи Васильевой Е.С. в составе суда произведена его замена на судью Александрову Е.Н..
В связи с заменой судьи судебное разбирательство по кассационным жалобам производится с самого начала.
В судебном заседании представители Фонда и АО СК "СОГАЗ-Мед" поддержали доводы своих жалоб
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, и установлено апелляционным судом, Комиссией по рассмотрению претензий медицинских организаций, представленных в Фонд по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - Комиссия) рассмотрена претензия Общества, поступившая в Фонд 23.12.2020 (вх. N К-1597) о несогласии с результатами медико-экономической экспертизы (далее - МЭЭ), проведенной страховыми медицинскими организациями АО "СК "СОГАЗ-Мед" и ООО "Капитал МС" (далее - Страховые организации).
В протоколе разногласий медицинской организацией представлено несогласие по актам МЭЭ Страховых организаций с основанием для отказа в оплате медицинских услуг, среди прочего, по коду дефекта 4.6.1 - несоответствие данных медицинской документации данным реестра счетов, в том числе некорректное применение тарифа, требующее его замены по результатам экспертизы.
Ввиду не конкретизированного протокола разногласий, специалистами-экспертами Фонда проведена повторная МЭЭ по 654 случаям первичной МЭЭ Страховых организаций с кодом дефекта 4.6.1.
Экспертное мнение специалистов-экспертов Фонда, изложенное в решении Комиссии от 03.02.2021, совпало с мнением специалистов-экспертов Страховых организаций по всем случаям, указанным в актах повторной МЭЭ от 20.01.2021 N 2333 и N 2334; санкции Страховых организаций к Обществу, предусмотренные кодом дефекта 4.6.1, признаны обоснованными.
Посчитав названное решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции установив оказание Обществом меньшего количества медицинских услуг, чем предъявлено к оплате, что привело к недополучению организациями-фондодержателями (Страховыми организациями) денежных средств, а также принимая во внимание, что за указанное нарушение главой Х Порядка N 36 и пунктами 147 Правил N 108 предусмотрена примененная к Обществу санкция, отказал заявителю в удовлетворении требований.
Апелляционный суд согласился в выводами суда первой инстанции в части допущенных Обществом нарушений, однако основываясь на положениях пункта 66 Порядка N 230 и правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2020 N 303-ЭС20-4416, признал решение Комиссии от 03.02.2021 недействительным в части применения к Обществу санкций в размере 294 574 руб. 83 коп., посчитав, что характер нарушения под кодом 4.6.1 не может являться основанием для начисления штрафа, поскольку касается ненадлежащего ведения заявителем учетно-отчетной документации, то есть хозяйственной деятельности. В этой связи суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в указанной части.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 40-41 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), разделами XI Порядка N 36, Приложением N 3.3.10 к Тарифному соглашению в системе ОМС Калининградской области на 2020 год, пришел к выводу, что Комиссия при проведении МЭЭ обоснованно указала на неправомерные действия Общества по увеличению стоимости одного исследования, включением его в реестр счетов несколько раз, что привело к недополучению медицинскими организациями-фондодержателями (АО СК "СОГАЗ-Мед" и ООО "Капитал МС") финансовых средств.
Между тем исходя из того, что предметом спора являлось также оспаривание Обществом случаев применения к нему штрафов по допущенным нарушениям, которые соответствуют коду дефекта 4.6.1 Порядка N 36 - "Некорректное применение тарифа, требующее его замены по результатам экспертизы", апелляционный суд пришел к выводу, что характер данного нарушения не является основанием для начисления штрафа, так как служит основанием для применения к Обществу санкции в виде неоплаты или уменьшения оплаты медицинской помощи, поскольку касается ненадлежащего ведения медицинским учреждением учетно-отчетной документации, то есть хозяйственной деятельности.
Указанный вывод апелляционного суда соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 16.04.2020 N 303-ЭС20-4416.
Довод Фонда о том, что Порядок N 230, на который сослался апелляционный суд, принимая во внимание указанную позицию вышестоящей судебной инстанции, утратил в спорный период силу в связи с изданием Порядка N 36, подлежит отклонению.
В пункте 149 Правил N 108н, на который указывают Фонд и АО СК "СОГАЗ-Мед" в своих кассационных жалобах, приведены формулы расчета размера штрафа, применяемого к медицинской организации за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, в том числе при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Из указанного пункта Порядка прямо следует, что к медицинским организациям применяются санкции в виде штрафов за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (пункт 7 Порядка N 36).
Как указано в пункте 27 Порядка N 36, в соответствии с частью 9 статьи 40 Закона N 326-ФЗ результаты медико-экономической экспертизы, оформленные актом медико-экономической экспертизы, являются основанием для применения к медицинской организации мер, предусмотренных статьей 41 Закона N 326-ФЗ, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (приложение 8 к настоящему Порядку), а также могут являться основанием для проведения экспертизы качества медицинской помощи.
Согласно пункту 85 Порядка N 36 результатом контроля в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) являются следующие санкции, применяемые к медицинским организациям:
1) неоплата или уменьшении оплаты медицинской помощи в виде:
- исключения позиции из реестра счетов, подлежащих оплате объемов медицинской помощи;
- уменьшении сумм, представленных к уплате, в процентах от стоимости оказанной медицинской помощи по страховому случаю;
- возврате сумм, не подлежащих уплате, в страховую медицинскую организацию;
2) уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
Пункт 85 Порядка N 36 тождественен по своему содержанию пункту 66 Порядка N 230, на который сослался апелляционный суд в своих выводах.
В этой связи суд апелляционной инстанции обоснованно не усмотрел оснований для применения к Обществу санкции в виде штрафа в сумме 294 574 руб. 83 коп. по пункту 4.6.1 за увеличение стоимости одного исследования, включение его в реестр счетов несколько раз, то есть за завышение подлежащих оплате объемов медицинской помощи и признал решение Комиссии от 03.02.2021, совпавшее с экспертным мнением специалистов-экспертов Страховых организаций, недействительным в указанной части.
Доводы подателей жалоб не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права, а направлены, по сути, на переоценку фактических обстоятельств спора и представленных сторонами доказательств, которые были предметом рассмотрения апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне при правильном применении норм материального права, оснований для удовлетворения кассационных жалоб Фонда и АО СК "СОГАЗ-Мед" суд округа не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу N А21-4398/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области и акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 40-41 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), разделами XI Порядка N 36, Приложением N 3.3.10 к Тарифному соглашению в системе ОМС Калининградской области на 2020 год, пришел к выводу, что Комиссия при проведении МЭЭ обоснованно указала на неправомерные действия Общества по увеличению стоимости одного исследования, включением его в реестр счетов несколько раз, что привело к недополучению медицинскими организациями-фондодержателями (АО СК "СОГАЗ-Мед" и ООО "Капитал МС") финансовых средств.
Между тем исходя из того, что предметом спора являлось также оспаривание Обществом случаев применения к нему штрафов по допущенным нарушениям, которые соответствуют коду дефекта 4.6.1 Порядка N 36 - "Некорректное применение тарифа, требующее его замены по результатам экспертизы", апелляционный суд пришел к выводу, что характер данного нарушения не является основанием для начисления штрафа, так как служит основанием для применения к Обществу санкции в виде неоплаты или уменьшения оплаты медицинской помощи, поскольку касается ненадлежащего ведения медицинским учреждением учетно-отчетной документации, то есть хозяйственной деятельности.
Указанный вывод апелляционного суда соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 16.04.2020 N 303-ЭС20-4416.
...
Как указано в пункте 27 Порядка N 36, в соответствии с частью 9 статьи 40 Закона N 326-ФЗ результаты медико-экономической экспертизы, оформленные актом медико-экономической экспертизы, являются основанием для применения к медицинской организации мер, предусмотренных статьей 41 Закона N 326-ФЗ, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (приложение 8 к настоящему Порядку), а также могут являться основанием для проведения экспертизы качества медицинской помощи.
...
Пункт 85 Порядка N 36 тождественен по своему содержанию пункту 66 Порядка N 230, на который сослался апелляционный суд в своих выводах."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 августа 2022 г. N Ф07-7240/22 по делу N А21-4398/2021