19 августа 2022 г. |
Дело N А05-8354/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Боглачевой Е.В. и Старченковой В.В.,
рассмотрев 15.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 по делу N А05-8354/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Окраина", адрес: 163038, город Архангельск, Доковская улица, дом 38, офис 32, ОГРН 1182901010490, ИНН 2901290130 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации городского округа "Город Архангельск", адрес: 163000, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Администрация), о взыскании с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) 960 368 руб. 40 коп. задолженности за июнь 2018 - декабрь 2019 года.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22.02.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, считая, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель кассационной жалобы указывает следующее: суды не оценили доводы Администрации; в реестре городского округа "Город Архангельск" спорные помещения не числились пустующими, за исключением квартиры 2 дома 51 по улице Севстрой в городе Архангельске; при этом владелец указанной квартиры не перестал владеть ею; Компания не доказала право собственности Администрации на данную квартиру; в некоторых спорных помещения в спорный период были зарегистрированы граждане, доказательств снятия этих граждан с регистрационного учета в дело не представлено; к участию в деле такие граждане не привлечены; оплачивать электроэнергию обязаны наниматели помещений; по ряду домов полученная Компанией от проживающих граждан плата превысила стоимость электроэнергии, предъявленной к оплате Компании энергоснабжающей организацией; Компания предъявила Администрации требование об оплате суммы, начисленной по нормативу, в то время как потребление электроэнергии в доме определяется по показаниям общедомового прибора учета; данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела ведомостями энергопотребления; Компания согласилась с доводом Администрации о том, что указанные в КВт ведомостях электропотребления в спорных многоквартирных домах поступали на общедомовые нужды, а не в жилые помещения; систематическое предъявление Администрации к оплате стоимости электрической энергии, определенной расчетным путем (по нормативу) в отношении незаселенных помещений при том, что объем фактического потребления электроэнергии в доме в целом ниже или не превышает величину платежей, получаемых от проживающих в доме граждан, свидетельствует о злоупотреблении Компанией правом, проявляющегося путем использования формально законного способа получения дохода; суды не дали оценку письму публичного акционерного общества "Россетти Северо-Запад" от 04.08.2021 N МР2/1-1/28-22/1794, которое подтвердило позицию Администрации о наличии отключенных жилых помещений, указанных в приложении к иску; имели место прямые платежи собственников гарантирующему поставщику, поставщик обладал информацией о задолженности и мог производить отключения; Компания не представила доказательств подключения помещений, указанных в ответе публичного акционерного общества "МРСК Северо-Запад".
Компания представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просила отказать в ее удовлетворении.
Кассационная жалоба и определение о ее принятии к производству размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте арбитражного суда http://kad.arbitr.ru/.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в июне 2018 - декабре 2019 года Компания осуществляла управление многоквартирными домами, в которых расположены помещения, находящиеся в собственности городского округа "Город Архангельск". Уполномоченным органом по управлению и распоряжению муниципальным имуществом является Администрация.
Оказанную Компанией в указанном периоде в отношении пустующих жилых помещений жилищно-коммунальную услугу по электроснабжению Администрация не оплатила.
В претензии от 15.07.2020 N 427 Компания просила Администрацию погасить 1 602 219 руб. 53 коп. задолженности за жилищно-коммунальную услугу по электроснабжению, оказанную в июне 2018 - декабре 2019 года.
В связи с оставлением претензии без удовлетворения Компания обратилась в суд с иском, уточнив который просила взыскать 960 368 руб. 40 коп. задолженности.
Установив факты оказания Компанией жилищно-коммунальной услуги по электроснабжению и ее неоплаты Администрацией, суд первой инстанции удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
Согласно подпункту "и" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом "е(2)" пункта 32 Правил N 354, в случаях, установленных этими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд (пункт 56 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 56(2) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Пункт 56(2) Правил N 354 распространяется на все жилые помещения независимо от статуса собственника.
Факт оказания Компанией коммунальной услуги по электроснабжению установлен судами и подтвержден материалами дела.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что в спорный период часть спорных жилых помещений оставалась не оборудованной индивидуальными приборами учета электроэнергии, в связи с чем объем поставленной в них электроэнергии рассчитывался Компанией исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
При рассмотрении дела Компания неоднократно уточняла исковые требования с учетом довода Администрации об отключении части помещений от электроэнергии, исключив такие помещения из расчета.
Суд первой инстанции не установил наличие неучтенных Компанией помещений, отключенных от электроэнергии.
Установив правомерность произведенного Компанией расчета стоимости оказанной коммунальной услуги по электроснабжению, суды обоснованно удовлетворили иск.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Изложенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, в связи с чем в силу статьи 286 АПК РФ не принимаются судом кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами первой и апелляционной инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 по делу N А05-8354/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского округа "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.