26 августа 2022 г. |
Дело N А56-101339/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ветекс Электро" Сивоконя М.В. (доверенность от 03.02.2021), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Рубановой М.О. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ветекс Электро" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 по делу N А56-101339/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ветекс Электро", адрес: 195027, Санкт-Петербург, Магнитогорская ул., д. 30, лит. А, пом. 9-Н, оф. 805, ОГРН 1107847171728, ИНН 7806433771 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о признании незаконным выраженного в письме от 09.09.2021 N 05-15-36160/21-0-0 решения об отказе в заключении договора на размещение объекта; обязании Комитета в течение 5 дней с даты вступления в силу решения суда принять решение о заключении с Обществом без проведения аукциона договора на размещение антенно-мачтового сооружения связи согласно заявлению Общества от 16.08.2021 N 78-03863/08-21.
Решением от 13.01.2022 требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 данное решение отменено; в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм права, несоответствие выводов этого суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, примененная судом апелляционной инстанции правовая позиция по вопросу о предоставлении земельных участков под объектами недвижимости не применима к спорным правоотношениям; поскольку предельные размеры земельных участков на данный момент не установлены, отсутствовало такое основание для отказа в заключении договора, как избыточность заявленной площади; размещение антенно-мачтового сооружения на испрашиваемом земельном участке не нарушает установленные запреты.
Комитет в письменных возражениях на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что несоразмерность участка площади размещаемого объекта должна учитываться при рассмотрении заявления заинтересованного лица, размещение сооружения на территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции в части уличного озеленения, нарушает режим использования данной территории.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Комитета против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 16.08.2021 N 78-03863/08-21 о принятии решения о заключении договора на размещение объекта - антенной опоры, являющейся элементом линейного объекта (линии сотовой связи), представляющей столб металлический четырехсекционный высотой 29 м, на земельном участке площадью 123 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское ш., 215 м восточнее дома 9, корпус 1, сроком на три года.
Письмом от 09.09.2021 N 05-15-36160/21-0-0 Комитет сообщил Обществу об отказе в заключении договора на размещение антенно-мачтового сооружения связи на основании подпункта 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 521-118), поскольку испрашиваемая территория представлена газоном с посадками крупномерных деревьев, расположена в границах территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения) по Пулковскому шоссе, использование земельного участка в заявленных целях нарушает режим использования территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), повлечет повреждение и уничтожение зеленых насаждений на рассматриваемой территории (защитное озеленение).
Общество, считая данный отказ незаконным и нарушающим его права, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, установлены Законом Санкт-Петербурга N 521-118.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 этого Закона сооружения связи размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.
Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона.
Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 521-118 уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объекта на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сторонами не оспаривается, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения).
Вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 396-88).
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 396-88 хозяйственная, градостроительная и иная деятельность в Санкт-Петербурге осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений и территорий зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Во исполнение пункта 5 той же статьи постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8 утверждены Правила охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлен запрет на осуществление на территории зеленых насаждений хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и нарушающей возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей.
Согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга N 396-88 территории зеленых насаждений подразделяются на виды, в том числе территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, - территории, занятые зелеными насаждениями или предназначенные для озеленения, находящиеся в зонах охраны источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитных, шумозащитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зонах, на территориях кладбищ, в границах полосы отвода автомобильных дорог, землеотвода железных дорог, инженерных сооружений, а также в иных зонах, требующих установления защитного озеленения, в том числе уличное озеленение в границах полосы отвода автомобильных дорог или в территориальной зоне улично-дорожной сети Санкт-Петербурга.
Правовой режим территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, определен статьей 17 данного Закона.
Как установлено апелляционным судом, площадь сооружения, которое Общество планировало разместить на земельном участке, составляет не более 3 кв. м, в то время как Общество запрашивало земельный участок площадь 123 кв. м; убедительные обоснования заключения договора в отношении земельного участка площадью 123 кв. м для размещения сооружения площадью не более 3 кв. м Обществом суду не приведены. В отсутствие доказательств необходимости использования земельного участка запрошенной площадью для размещения заявленного сооружения нет оснований считать, что в случае разрешения Обществу для размещения сооружения площадью 3 кв. м использовать земельный участок площадью 123 кв. м, находящийся в границах территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), не будет нарушен установленный для соответствующей территории специальный режим.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемым решением Комитета не нарушаются права Общества, и отказал в удовлетворении его требований.
Довод Общества об отсутствии нормативно установленных предельных размеров земельных участков не может быть принят во внимание, поскольку в данном случае судом была установлена несоразмерность испрашиваемого участка по отношению к площади планируемого к размещению объекта.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемое постановление законным и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данного судебного акта.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 13.05.2022 N 800.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 по делу N А56-101339/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ветекс Электро" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ветекс Электро", адрес: 195027, Санкт-Петербург, Магнитогорская ул., д. 30, лит. А, пом. 9-Н, оф. 805, ОГРН 1107847171728, ИНН 7806433771, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
...
Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона.
...
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 13.05.2022 N 800."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 августа 2022 г. N Ф07-8600/22 по делу N А56-101339/2021