01 сентября 2022 г. |
Дело N А42-4387/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Боголюбовой Е.В., Дмитриева В.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Орко-инвест" Тененбаума В.А. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев 01.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ситиматик" на решение Арбитражного суд Мурманской области от 13.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по делу N А42-4387/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Орко-инвест", адрес: 183034, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 13, ОГРН 1045100212277, ИНН 5190132322 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к акционерному обществу "Управление отходами" (переименовано в акционерное общество "Ситиматик"), адрес: 119435, Москва, пер. Большой Саввинский, д. 12, стр. 6, эт. 1, пом. 4, ком. 1-33, 35-53, ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149 (далее - Компания), о взыскании задолженности по договору от 09.12.2019 N 49-2019 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе крупногабаритных отходов, в Мурманской области за общий период с 01.01.2020 по 19.06.2020 в размере 27 616 237 руб. 27 коп. (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Компания обратилась в суд со встречным иском, о взыскании с Общества 126 001 462 руб. 72 коп. штрафа, начисленного на основании пункта 8.8 договора, 2 830 611 руб. 14 коп. убытков, а также 500 584 руб. 40 коп. рублей упущенной выгоды в виде недополученного дохода от реализации вторичных материальных ресурсов вследствие нарушения истцом схемы потоков по транспортированию ТКО.
Решением суда от 13.01.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.05.2022, первоначальный иск удовлетворен в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказано.
В кассационной жалобе Компания, указывая на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, 09.12.2019 на основании протокола от 28.11.2019 N 49-2019 по итогам проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, в Мурманской области, расположенных на территориях муниципальных образований Мурманской области: Первомайский административный округ муниципального образования город Мурманск, жилой район Три Ручья, микрорайон Дровяное, жилой район Абрам-Мыс, включая территории (объекты) Министерства обороны Российской Федерации, между Компанией (региональным оператором) и Обществом (исполнителем) заключен договор N 49-2019 на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, в Мурманской области (далее - договор), согласно которому исполнитель своими силами и за свой счет оказывает услуги по транспортированию ТКО в порядке и на условиях, определенных настоящим договором, на территории, описание границ которой определено в Приложении N 1 к договору (зона деятельности исполнителя), а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги в соответствии с условиями договора.
В зону деятельности исполнителя включаются, в том числе территории и объекты, требующие для оказания услуги по транспортированию ТКО надлежащего качества получение разрешительных документов, включая допуски, разрешения, пропуска (ЗАТО, пограничные зоны, объекты Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, территории организаций с особым, внутриобъектным и иным специальным режимом нахождения и тому подобные) (пункт 2.1 договора).
В услугу исполнителя в рамках договора входила погрузка ТКО в мусоровоз в местах приема ТКО на территории зоны деятельности исполнителя, их транспортирование до места передачи ТКО и передача на объект передачи отходов, а также иные функции, определенные условиями договора. ТКО должны транспортироваться от мест приема ТКО до объекта передачи отходов. Осуществление транспортирования ТКО в иные места, не определенные настоящим договором и территориальной схемой, запрещено (пункты 2.2-2.3 договора).
Пунктом 2.4 договора установлено, что исполнитель оказывает услуги по транспортированию на основании лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов I - IV классов опасности.
Согласно пункту 2.5 договора деятельность регионального оператора осуществляется на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мурманской области от 10.01.2018, заключенного между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области и региональным оператором.
Сроки и порядок оплат услуг определены сторонами в разделе 4 договора.
Пунктами 4.1, 4.2 договора установлено, что цена договора составляет 140 001 625 руб. 24 коп. и включает в себя все расходы исполнителя, необходимые для оказания услуги, в том числе расходы на специализированные технические средства для транспортирования, инвентарь и оборудование, используемые для оказания услуги, транспортные расходы, стоимость всех работ, материалов, оборудования, затраты, связанные с оформлением работ, заработную плату, транспортные и командировочные расходы, питание, проживание, страхование, таможенное оформление, в том числе и уплата таможенных платежей, налогов и сборов на ввоз на территорию Российской Федерации в соответствии с существующими расценками на момент совершения таможенного оформления, расходы на получение разрешений на транспортировку грузов, доставляемых исполнителем, вывоз мусора, накладные расходы, лимитированные затраты, а также все налоги, действующие на момент заключения договора, иные расходы, связанные с выполнением работ по договору, а также все иные виды расходов, связанные с надлежащим оказанием услуги в границах зоны деятельности исполнителя услуги.
Под расчетным (отчетным) периодом по договору понимается один календарный месяц (период времени с первое по последнее число соответствующего месяца) (пункт 4.5 договора).
Стоимость услуг исполнителя за расчетный период определяется по формуле, расчет которой приводится в Акте оказания услуг (пункт 4.8 договора).
Пунктом 4.6 договора установлено, что исполнитель предоставляет региональному оператору до 5 числа месяца, следующего за отчетным, Акт оказания услуг, составленный по форме в соответствии с приложением N 6 к договору, копии Маршрутных журналов за расчетный период, счет на оплату, счет-фактуру (универсальный передаточный документ). При непредставлении исполнителем документов, указанных в настоящем пункте договора, приемка услуг и срок расчета сдвигается соразмерно сроку просрочки предоставления документов.
Региональный оператор обязан в течение тридцати календарных дней с даты получения документов, предусмотренных пунктом 4.6 договора, рассмотреть их, подписать Акт оказания услуг и направить подписанный экземпляр исполнителю. В случае возражений региональный оператор направляет в адрес исполнителя в тот же срок мотивированный отказ от подписания Акта оказания услуг. После устранения замечаний, указанных в мотивированном отказе от приемки услуг, региональный оператор осуществляет приемку услуг сначала в порядке и сроки, предусмотренные настоящим разделом (пункт 4.7 договора).
Оплата услуг по транспортированию ТКО за расчетный период производится региональным оператором не позднее тридцати дней с даты подписания в предусмотренном порядке Акта оказания услуг, составленного по форме в соответствии с приложением N 6 к договору, подтверждающего факт предоставления (оказания) услуг, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации (пункт 4.9 договора).
Факт надлежащего оказания услуг подтверждают данные мониторинга системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, копии маршрутных журналов, материалы фотофиксации с мест накопления ТКО, при этом учитывается соблюдение исполнителем Графика вывоза ТКО, завершение маршрута в месте передачи ТКО (или ином месте в соответствии с Графиком вывоза ТКО), факт передачи ТКО на объект передачи отходов, отсутствие со стороны потребителей, органов местного самоуправления и административных органов обоснованных претензий и замечаний по качеству оказанной исполнителем услуги в рамках договора.
Услуга, оказание которой не подтверждено указанными выше данными, оплате не подлежит и в указанной части считается не оказанной.
Обнаружение факта ненадлежащего оказания услуг (в том числе, путем проведения встречных сверок с данными, представляемыми с объекта передачи отходов) после подписания региональным оператором Акта оказания услуг, является основанием для перерасчета вознаграждения исполнителя за соответствующий расчетный период. Перерасчет осуществляется региональным оператором и направляется исполнителю для рассмотрения и подписания в виде акта в порядке, предусмотренном разделом 7 договора. Подтвержденный исполнителем перерасчет является основанием для удержания суммы перерасчета из суммы очередного платежа исполнителю (пункт 4.10 договора).
Срок действия договора установлен сторонами в разделе 9 договора, согласно которому договор действует с момента его подписания обеими сторонами по 31.12.2020, срок оказания услуги исполнителем - с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Истец в уточненном исковом заявлении указывает на оказание ответчику предусмотренных договором услуг надлежащего качества и в установленные сроки в период с 01.02.2020 по 30.04.2020.
Сопроводительными письмами от 19.02.2020 N 170, от 05.03.2020 N 222, от 06.04.2020 N 561, от 06.05.2020 N 679, от 30.06.2020 N 968 истец направил ответчику копии маршрутных журналов вывоза ТКО за спорный период.
Исполнителем в адрес регионального оператора была направлена претензия от 08.04.2020 N 574, в связи с неподписанием Компанией акта оказания услуг за январь 2020 года и как следствие их неоплатой, с требованием об оплате просроченной задолженности за оказанные Обществом услуги по договору, оставленная без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с иском.
Компания обратилась к Обществу со встречным иском о взыскании 126 001 462 руб. 72 коп. штрафа, начисленного на основании пункта 8.8 договора, 2 830 611 руб. 14 коп. убытков в виде реального ущерба, в размере стоимости услуг по обезвреживанию ТКО, переданных Обществом, 500 584,40 руб. упущенной выгоды в виде недополученного дохода от реализации вторичных материальных ресурсов, вследствие нарушения Обществом схемы потоков по транспортированию ТКО.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования и отказывая в удовлетворении встречного иска, суды исходили из доказанности Обществом факта оказания услуг по транспортированию ТКО, отсутствия доказательств оказания услуг в меньшем объеме или ненадлежащего качества, и непредставления Компанией доказательств, подтверждающих факт совершения Обществом вменяемых ему нарушений.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Порядок обращения с отходами производства и потребления регламентирован Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ деятельность по обращению с отходами включает в себя сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение (захоронение и хранение) отходов.
На основании пункта 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 1 Правил N 1156 предусмотрено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 4 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для Регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133 (далее - Правила N 1133), Региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с ТКО на договорной основе по результатам проведенных торгов в форме электронного аукциона в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 25 Правил N 1156 установлено, что одним из существенных условий договора на оказание услуг по транспортированию ТКО являются места приема и передачи ТКО, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с ТКО, осуществляющего деятельность по транспортированию ТКО.
В соответствии со статьей 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с ТКО. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Так, территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Мурманской области, утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 N 492-ПП/10 (далее - Территориальная схема) является одним из правовых актов Мурманской области в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в Мурманской области, определяются места нахождения источников образования ТКО, объекты сбора, накопления, утилизации, обработки, обезвреживания отходов. В том числе территориальная схема учитывается при установлении предельных тарифов в области обращения с ТКО.
В таблице 12 Территориальной схемы "Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов (ТКО)" помимо установленного сторонами в приложении N 3 к договору места передачи ТКО - Полигон ТКО (СП Междуречье) предусмотрен, в том числе АО "Завод ТО ТБО", обслуживающий тот же район, что и установленное сторонами в договоре место передачи ТКО.
По итогам исследования представленных в материалы дела доказательств, а также учитывая поведение сторон в ходе исполнения своих обязательств, судами был установлен факт оказания Обществом услуг в спорный период, в связи с чем обоснованно был сделан вывод об отсутствии оснований у Компании для отказа в оплате спорных услуг, тем самым правомерно удовлетворены заявленные первоначальные исковые требования.
Относительно встречных исковых требований представленный Компанией довод о том, что поставка Обществом отходов на АО "Завод ТО ТБО", а не на установленный в договоре полигон не свидетельствует о существенном нарушении условий договора и как следствие ненадлежащем качестве оказанных услуг по договору.
Судами обоснованно отклонены доводы, приведенные Компанией, поскольку указанный завод также, согласно территориальной схеме, является надлежащим объектом по обработке, утилизации и размещению ТКО на территории города Мурманска.
Пунктом 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Приведенные нормы Закона N 89-ФЗ и утвержденная во исполнение предписаний этого закона Территориальная схема носят императивный характер и обязательны к исполнению, в том числе, операторами по обращению с ТКО при осуществлении деятельности по их транспортированию.
Кроме того, согласно пункту 3.22 договора исполнитель при оказании услуг по договору руководствуется, в том числе указанной Территориальной схемой.
В связи с чем судами исходя из буквального толкования пункта 2.3 договора был обоснованно сделан вывод о том, что в нем не установлен запрет на транспортирование ТКО на какой либо конкретный объект по их приему, установленный в Территориальной схеме, а также установлено, что разделения потоков ТКО исходя из территориального деления муниципального образования положениями Территориальной схемы не установлено.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, судами первой и апелляционной инстанции установлено, что потоки ТКО в ходе оказания истцом услуг по их транспортированию в рамках заключенного договора полностью соответствовали Территориальной схеме; доказательств обратного материалы дела не содержат; транспортирование части ТКО в заявленный период на АО "Завод ТО ТБО" было обусловлено наличием объективных обстоятельств, не зависящих от воли исполнителя, о чем региональный оператор был уведомлен; доказательства наличия претензий органов местного самоуправления муниципального образования, либо находящихся на его территории потребителей в части неоказания услуг по вывозу ТКО или их ненадлежащего качества в заявленный период отсутствуют; доказательств направления Региональным оператором возражений относительно актов оказания услуг в срок, установленный пунктом 4.7 договора, не представлено, исходя из чего правомерно отказано в удовлетворении заявленных встречных исковых требований Компании.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы, по существу, не затрагивают вопросов правильности применения судами норм материального права, а выражают несогласие подателя кассационной жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств, что не может быть положено в основу отмены принятых по делу судебных актов по результатам кассационного производства.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суд Мурманской области от 13.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по делу N А42-4387/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Ситиматик" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с ТКО. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
...
Пунктом 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Приведенные нормы Закона N 89-ФЗ и утвержденная во исполнение предписаний этого закона Территориальная схема носят императивный характер и обязательны к исполнению, в том числе, операторами по обращению с ТКО при осуществлении деятельности по их транспортированию.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2022 г. N Ф07-10520/22 по делу N А42-4387/2020
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42901/2022
01.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10520/2022
04.05.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5486/2022
13.01.2022 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-4387/20